«Ближний круг» Тольяттинской филармонии

В Тольяттинской филармонии есть замечательная традиция, которую можно было бы обозначить как «здоровый протекционизм». И в  «ближний круг» концертной организации Автограда входят те музыканты, чья карьера либо начиналась в Тольятти и была связана с местными учебными заведениями, либо каким-то образом складывалась наиболее успешно после стажировки в Молодежном симфоническом оркестре Поволжья. Любимое детище директора филармонии Лидии Семеновой явилось той самой стартовой площадкой, с которой путь молодых исполнителей и дирижеров пролегал к музыкальному Олимпу.

Внимание к концерту, прошедшему в зале Тольяттинской филармонии 27 января, было подогрето заранее. Во-первых, многим слушателям было любопытно узнать, как зазвучит оркестр в «новых руках». Во-вторых, привлекала интересная программа из произведений Стравинского и Шостаковича, композиторов почти одного поколения и диаметрально разных судеб. В-третьих, состоялся долгожданный приезд солиста европейских оперных театров, выпускника Тольяттинского музыкального училища Павла Кудинова (бас), так полюбившегося нашей публике. Наконец, это был день рождения Моцарта, чья музыка Свет, Радость и музыкальное Совершенство. Музыки Моцарта в программе не было. Зато обозначилось приятное совпадение с днем рождения Тимура Зангиева, о чем торжественным тушем напомнил оркестр по окончании вечера. И когда главный приглашенный  дирижер, одаренный цветами, уже готовился покинуть сцену, ему вручили еще один памятный подарок – диск с записью оперы «Скупой», поставленной в 2013-м году во время фестиваля «Классика OPEN FEST» с его участием.

  

Тольяттинский эксперимент

Мы уже рассказывали о талантливых современных дирижерах, впервые вставших за пульт именно в Тольятти, во время сессий МСО Поволжья под чутким руководством Заслуженного арстиста России, профессора Московской консерватории Анатолия Левина. Сейчас это, пожалуй, самые яркие представители молодого поколения российских музыкантов –  пианист, клавесинист и хаммерклавирист Максим Емельянычев, также успешно выступающий как руководитель  барочного оркестра «Il Pomo d’Oro», и кларнетист Валентин Урюпин, победитель авторитетных международных конкурсов дирижеров имени Малера и Георга Шолти, ныне дирижер Пермского оперного театра.

Тимур Зангиев — третий представитель тольяттинского стажерского эксперимента, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания, дирижер Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В мае 2017 года в городе случилось событие: Зангиев был назначен главным приглашенным дирижером Тольяттинской филармонии. В сезоне 2017-2018 года это уже второе выступление симфонического оркестра под руководством нового главного. Специально  для него был создан абонемент «Симфоническое путешествие с Тимуром Зангиевым», куда вошли четыре концерта – в октябре, в январе, в апреле и в июне. Интересно, что первый и четвертый концерты посвящены австро-немецкой музыке (Бетховен, Шуберт, Вебер, Хиндемит), а второй и третий – русской музыкальной классике.

По сравнению с Максимом Емельянычевым и Валентином Урюпиным, Тимур Зангиев, пожалуй, самый ранний профессионал. Первый раз он взял в руки дирижёрскую палочку в семь лет. Сознательно готовил себя к дирижерскому поприщу благодаря маме, хоровому дирижеру. Играл на музыкальных инструментах разного принципа звукоизвлечения: скрипке, трубе, фортепиано. Когда учился в школе Академического музыкального колледжа при Московской консерватории, его основным инструментом осталась скрипка. Интересно, что в колледж он поступил на теоретическое отделение, где получил хорошую базу по гармонии, сольфеджио — потом это позволило легко читать симфонические партитуры. А в консерватории, куда поступил в 17 лет, учился уже на дирижёрском факультете у Геннадия Рождественского.

Впервые имя Тимура Зангиева появилось в афишах Тольяттинской филармонии в 2006 году, когда ему было 12 лет. Прекрасно помню то выступление: юный Зангиев был по-кавказски статен, серьезен и сосредоточен, а его жесты – пластичны и выверены. Проглядывалось будущее, чувствовалась основательность и уверенность. После первого выступления ежегодно со своим педагогом Анатолием Левиным приезжал на сессии МСО. Сейчас ему 24, и можно утверждать, что ровно половина жизненного пути связана с Тольятти.

Проездом из Европы

Павел Кудинов – личность для нашего города довольно известная. Его творческое взросление и становление как музыканта происходило стремительно. Павел родился в Димитровграде в семье священника, учился в Тольяттинском музыкальном училище на фортепианном отделении, пел в церковном хоре. Хорошо помню, что его бас уже тогда выделялся в смешанном хоре училища под руководством О.А. Агибаловой. В 1999 г. окончил Саратовскую консерваторию им. Л. Собинова (класс Виктора Демидова), затем стал солистом Самарского театра оперы и балета, выступал в «Геликон-опера», а спустя всего два года был приглашен солистом Венской Фолькс Оперы, где исполнил партии Цугини («Кармен» Ж. Бизе), Зарастро и Оратора («Волшебная флейта» В. Моцарта). В 2010 г. дебютировал в Большом театре России в партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе). В том же году исполнил партию Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В настоящее время — приглашённый солист многих европейских театров с солидным послужным списком исполненных главных партий.

Павел Кудинов  – желанный гость самарской и тольяттинской сцен. В 2015 году участвовал в фестивале «Басы XXI века» в Самарском оперном театре, где запомнился проникновенным исполнением арии Алеко из одноименной оперы Рахманинова. Неоднократно выступал с Симфоническим и Русским оркестрами Тольяттинской филармонии, Молодёжным симфоническим оркестром Поволжья, а также с Международным молодёжным симфоническим оркестром. В родной город Павел прилетел после оперной премьеры – 24 января он участвовал в концертном исполнении оперы Генделя в Вене.  После Тольятти певца также ожидает серьёзный проект — опера «Парсифаль» Вагнера, партия Гурнеманца. Это одна из самых больших партий в оперном репертуаре, требующая работы, прежде всего с немецким текстом, дыханием и специфичной вагнеровской мелодикой. К лету Павел готовит партии в операх Верди «Набукко» и «Ломбардцы». В интервью местному журналисту Павел даже пошутил: «У меня на носу Вагнер, а я бы спел военные песни». Приоритетом остается камерная вокальная музыка, есть планы исполнить «Песни странствующего подмастерья» Малера. Программа тольяттинского концерта была сформирована и под желание Павла Кудинова исполнять «дома» русскую музыку.

В диалоге

Внимания заслуживает программа концерта, составленная таким образом, чтобы показать оркестровые возможности, при этом не утомляя слушателей жанром симфонии, и вокальные, артистические возможности талантливого певца. Своеобразный диалог солиста и оркестра наслаивался на диалог двух знаменитых авторов XX века, опередивших свое время – «человека мира» и полистилиста Стравинского и великого философа-летописца советских времен Шостаковича.

Из симфонической части концерта запомнились фрагменты музыки к кинофильму «Король Лир» Шостаковича – лирика «Романса» с солирующей скрипкой Анны Ивановой и мрачновато—патетичный «Утес». Но особенно ярко оркестр показал себя в финале, в сюите из балета «Жар-птица» Стравинского. От тонкой импрессионистической игры до мощного звучания медной духовой группы (кстати, усиленной участниками проходившего в Тольятти всероссийского Балакиревского форума, организованного ДМШ им. Балакирева) – такие краски продемонстрировал коллектив музыкантов. Лидия Семенова, руководитель Тольяттинской филармонии, подтвердила: «Если у каждого музыканта в оркестре свой инструмент, то для дирижёра инструмент — весь оркестр. И он играет так, как дирижёр слышит. Человек, не обладающий исполнительской волей и харизмой, не сможет настроить оркестр как единый инструмент». Оркестр явно шел навстречу молодому дирижёру, впитывая то, что предлагалось в интерпретации сочинений, в плане оркестровой работы, и это радует.

Вокальная часть программы состояла из песен Шута из музыки к спектаклю «Король Лир» Шостаковича и «Прибауток» Стравинского. Если первое произведение Кудинов и Зангиев уже исполняли в Тольятти ранее, то второе явилось премьерой. Через колкие и саркастические песни, Шут становится гласом народа, открывая Лиру истину о крахе всех его иллюзий. Буквально несколькими штрихами Павел создал на сцене остро-характеристический образ, перекликающийся с Юродивым Мусоргского. «Прибаутки», основанные на русском фольклоре, стали для певца своеобразной творческой отдушиной, где он смог показать разные грани мастерства – драматизм, комический лиризм, сказовую манеру речи. На бис Павел традиционно исполнил «Эй, ухнем!», и заворожил публику мощью голоса и патриотическим настроем.

Анна Лукьянчикова