Биография

«Большая музыка должна быть доступна большой аудитории», – под таким девизом творит один из самых известных композиторов второй половины XX века. Никому из его современников не удалось так широко развить в своем творчестве тематику национальной самобытности. Почти все его балеты, оперы написаны на сюжеты выдающихся писателей – Чехова, Гоголя, Набокова, Толстого, Лескова, а инструментальные произведения являются образцом профессионализма в претворении актуальных тем современности.

Родион Константинович Щедрин – выдающийся советский и российский композиторпианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.

Детство, годы учебы.

Творческая судьба композитора сложилась под влиянием семьи.

Его отец – Константин Щедрин – имел абсолютный слух и уникальную способность запоминать музыку после первого прослушивания. Однажды этот талант заметила приезжавшая в Тульскую область, где он жил, знаменитая актриса Вера Пашенная. Она оплатила переезд талантливого молодого человека в Москву, где тот поступил в консерваторию. Так началась творческая династия Щедриных. Впоследствии Константин Михайлович Щедрин стал известным в Москве музыковедом, композитором, преподавателем, общественным деятелем. Мать Конкордия Ивановна работала экономистом, была большой любительницей музыки.

Родион Щедрин родился 16 декабря1932 года, с детства был окружен музыкой. Слушал игру отца на скрипке, получал первые навыки игры на музыкальных инструментах, учился музыкальной грамоте. В 1941 году будущего композитора отдали в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где он начал учиться в классе фортепиано у М. Л. Гехтман. Когда началась война, занятия прекратились.

В конце года семья эвакуировалась в Куйбышев (ныне Самара), где Щедрину довелось познакомиться с великим Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. Юный Родион побывал на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии. Отец Щедрина работал ответственным секретарем в эвакуированном в то время Союзе композиторов, и имел возможность близко общаться с Шостаковичем.

Когда Щедрины вернулись в Москву, снова отдали сына в Центральную музыкальную школу. В биографических источниках описывается случай: в 1943 году мальчик бежал на фронт и, несмотря на трудности, добрался до Кронштадта. Такие «акции» наконец переполнили чашу терпения и педагогов, и отца, который решил, что только строгая дисциплина может привести мальчика в норму: документы Родиона были поданы в Нахимовское военное училище. Но, к счастью, в 1944 году открылось хоровое училище мальчиков, и его первый директор, знаменитый хормейстер Александр Свешников пригласил Константина Михайловича Щедрина преподавать историю и теорию музыки. Тот, в свою очередь, попросил принять в училище и Родиона – у него был превосходный слух и замечательный голос.

Александр Свешников поощрял своих воспитанников и разрешал исполнять свои собственные сочинения. Ученики также имели возможность встречаться с виднейшими музыкантами того времени – Рихтером, Козловским, Шостаковичем, Гилельсом, Флиером. По воспоминаниям композитора, преподаватели намеренно поднимали планку требований, давали разучивать произведения повышенной сложности. Благодаря этому после окончания училища Родион имел программу, достойную концертирующего пианиста.

Первые творческие опыты

В 1947 году в училище проводился композиторский конкурс, жюри которого возглавлял Арам Ильич Хачатурян. Щедрин оказался победителем соревнования — это был, пожалуй, его первый успех в композиции.

В 1950 году Родион Щедрин поступил одновременно на два факультета Московской консерватории. Фортепиано с ним занимался профессор Яков Флиер, а теоретико-композиторский класс вел Юрий Шапорин. Позже (1959 г.) в классе у Ю. Шапорина Щедрин закончил и аспирантуру.

Первым произведением, которым композитор заявил о себе, стал концерт для фортепиано с оркестром. В консерватории это произведение посчитали слишком «формалистичным», но один из профессоров посоветовал Союзу композиторов включить этот концерт в программу очередного партийного пленума. Родион блестяще исполнил свое сочинение, а вскоре получил письмо, в котором ему сообщали, что его – студента 4-го курса консерватории – приняли в Союз композиторов. Это случилось даже без подачи им заявления.

1958 год стал в жизни Родиона Щедрина самым романтичным и поистине судьбоносным.

Он создал семью с известной балериной Майей Плисецкой. Они впервые встретились за несколько лет ранее, когда в Москву приезжал звезда французского кино Жерар Филипп. Актер бывал в доме Лили Брик и встречался с творческой интеллигенцией, среди которой были Майя и Родион. Окончательно Щедрина с Плисецкой свели обстоятельства постановки его балета «Конек-Горбунок» — в 1958 году Большой театр решил ставить балет, в заглавной роли танцевала Майя Плисецкая. Впоследствии большая часть балетных шедевров Щедрина была посвящена жене. Вместе с Майей Михайловной они прошли большой совместный путь вплоть до 2015 года, когда Плисецкая ушла из жизни…

 

В бурные 1960-е годы Родион несколько знаковых произведений. Среди них — балет «Кармен-сюита» на музыку Ж.Бизе. Также он впервые обратился к опере («Не только любовь»), затем написал серию концертов для оркестра, сочинил две крупные оратории и наиболее масштабное творение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги. Параллельно Родион Константинович выступал как пианист и преподавал в Московской консерватории.

В 1966 году Щедрин решился на творческий эксперимент, который по смелости превосходил все в музыке советского периода. Владея додекафонной техникой композиции, он задумал во Втором концерте для фортепиано сочетать ее с джазовой импровизацией. Нужно заметить, что Союз композиторов не поддерживал подобные эксперименты, и концерт вызвал самые жаркие споры среди коллег. Время доказало закономерность подобного микста, фортепианный концерт № 2 стал вехой в истории отечественной музыки, а сама использованная им техника музыкальной полистилистики стала трендом, веяньем времени.

Гражданская позиция

Принципиальность и высокие человеческие качества проявлял композитор в общественной жизни. Об этом свидетельствует следующий факт. В 1968 году он вместе с Константином Симоновым и Александром Твардовским он отказался ставить подпись на письме в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Тогда радиостанция «Голос Америки» стала регулярно сообщать об этом факте, называя имена неподписавших. Произведения Щедрина запретили исполнять, не поступали творческие заказы. В итоге Родиону Щедрину пришлось пойти на некий творческий компромисс. Подобно тому, как в свое время Дмитрий Шостакович написал «Песнь о лесах» к очередному партийному съезду, композитор создал произведение идеалогического содержания к 100-летней годовщине вождя революции — ораторию «Ленин в сердце народном».

Несмотря на его нейтральную общественную позицию (Щедрин никогда не вступал в КПСС), в 1973 году его избирают председателем Союза композиторов РСФСР. На эту работу его рекомендовал первый руководитель Союза Дмитрий Шостакович. В этой должности Щедрин проработал почти 20 лет. И то, что такую огромную композиторскую организацию так долго возглавлял серьезный композитор-новатор, сыграло прогрессивную роль. Он часто лично помогал молодым композиторам в издании и продвижении их произведений. Также будучи председателем Союза композиторов России, он принял участие в реабилитации высланных из страны М.Ростроповича и Г.Вишневской. В 1989 году избирался в Верховный совет СССР, где входил в Межрегиональную группу народных депутатов «За перестройку».

Тем временем продолжалось творческое сотрудничество с Майей Михайловной. Ей были посвящены балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой».

Значительным событием в музыкально-театральном жанре Щедрина стала опера «Мертвые души» по Гоголю. Композитор в очередной раз применил новаторские приемы — в драматургии, оркестровке, музыкальной форме, в характеристиках персонажей и средствах музыкальной выразительности. Так, например, он заменил струнную группу оркестра камерным хором. В сценическом воплощении был применен прием стилистического расслоения на «народную» и «профессиональную» оперу.

Волнующие темы

Наступившая в СССР перестройка круто изменила жизнь советской творческой интеллигенции, открыв границы – появилась возможность заключения контрактов за рубежом. В 1988 году Щедрин и Плисецкая участвовали в советско-американском фестивале «Делаем музыку вместе».

В конце 1980-х годов Родион Константинович начал получать творческие предложения из-за границы. Композитор продолжал создавать как музыку на русскую тематику, распространяя традиции отечественной культуры по всему миру, так и осваивал новые стилевые направления и музыкальные жанры. В Японии состоялась постановка мюзикла «Нина и 12 месяцев» (1988), исполнены «Хороводы» (1989). К 100-летию Чикагского симфонического оркестра написана «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989), созданы камерные произведения для Финляндии и Парижа.

К 1000-летию принятия христианства на Руси Родион Щедрин написал сочинения, которые показали его истинное отношение к глубоко волнующей и сокровенной теме. В генеалогическом древе семьи Щедриных были представители духовенства — он был внуком священника, в детстве был крещен. В жанре русской литургии и традициях русской православной музыки написан «Запечатленный ангел» по Н.Лескову для смешанного хора и свирели (флейты). Этой же тематике принадлежит «Стихира на тысячелетие крещения Руси» для хора и оркестра.

Существенные перемены в жизни семьи Щедрина и Плисецкой настали с распадом Советского Союза и периодом образования нового государства. Экономические проблемы внутри страны усложняли творческое развитие двух выдающихся деятелей российской культуры. Родион Константинович и Майя Михайловна приняли решение перебраться в Германию, в Мюнхен, где для жизни и творчества были созданы благоприятные условия. Щедрин много писал, публиковал и занимался постановками своих произведений.

В 1990-е годы им были написаны опера «Лолита», несколько инструментальных концертов, посвященных М.Ростроповичу, М.Венгерову, Ю.Башмету, О.Мустонену и другие произведения. В первые годы XXI века состоялись мировые премьеры Третьей симфонии, произведения «Диалоги с Шостаковичем», оперы «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Старинные мелодии русских народных песен» и другие.

Также творческая пара купила дачу в Литве и получили литовское гражданство. С тех пор их жизнь была разделена между тремя странами – Россией, Германией и Литвой.

Живой классик

К 65-летию Родиона Константиновича Щедрина во Франции, Финляндии, Германии и России прошли фестивали его музыки. 70-летний юбилей композитора отметили фестивалем в Москве и Санкт-Петербурге. Эти мероприятия продемонстрировали актуальность его творчества и тот неиссякаемый потенциал, который есть у великого Щедрина. В это же время в Карнеги-холле состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра под названием «Диалоги с Шостаковичем», а в Нью-Йорке прошла мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова. Опера была поставлена и на открытии Новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Композитор заряжает свою музыку такой невероятной жизненной силой, которую, быть может, не смогло в полной мере дать искусство ушедшего века. Именно поэтому столь велик в мире отклик на его музыкальные премьеры. При жизни Щедрин стал классиком мировой музыки.

В настоящее время Щедрин — участник жюри многих международных конкурсов композиторов и пианистов, автор десятков статей и книги «Монологи разных лет».

 

Президент Российской Федерации В.В. Путин, М.М. Плисецкая, Р.К. Щедрин на открытии новой сцены Мариинского театра, 2012 г.

2 мая 2015 года произошло трагическое событие — перестало биться сердце самого дорогого человека в жизни композитора, Майи Михайловны Плисецкой. Она завещала соединить свой прах с прахом мужа после его смерти и развеять над Россией.

Цитаты о творчестве и личности Р.К. Щедрина

«Щедрин — большое „Щ“ русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите — ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка — мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХ1 век. <…> Ещё, Щедрин, ещё!» (А. А. Вознесенский)

«Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра „Озорные частушки“ и „Кармен-сюите“. Королем современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств. Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время. Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от „официального советского музыкального курса» (М. Л. Ростропович)

«В этом сезоне надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра — «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или с «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 1970-х, когда её впервые поставили. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. И тема христопродавцев, и пассаж о том, что «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Зрители смеются в этом месте, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось» (В. А. Гергиев)

«Щедрин — мастер оркестровки, комбинаций оркестровых красок, внезапных эффектов. Материал его произведений кажется на первый взгляд обманчиво простым. Но искусная изощренность его языка ведет нас в глубины музыки, которая полна искрометности, остроумия, иронии, юмора, жизнерадостности, подлинного комизма» (Л.Маазель)

«Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени. Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди. Я уверен, что его будут играть всегда и везде. Главное, что его творчество всегда связано с русским фольклором. Он национальный русский композитор. Я очень люблю его музыку, чту его как пианиста, как моего великого друга» (С. Л. Доренский)