Уважаемые абитуриенты! В этом году вы принимаете важное решение, выбирая профессию музыканта. Мир музыки настолько обширен, что найти себя в нем может каждый. Вы сможете стать профессиональным исполнителем, композитором, аранжировщиком, проявить себя в руководстве коллектива – оркестра или ансамбля. Настоящий профессионал будет востребован и в преподавательской деятельности. Успешные музыканты составляют творческую элиту, активно гастролируют по всему миру, занимаются благотворительностью, организовывают собственные школы и фонды поддержки начинающих талантов. Жизнь музыканта – это безусловная любовь к избранной профессии, постоянное самосовершенствование, и я уверена, что студенческие годы в нашем колледже запомнятся вам разнообразной концертной деятельностью, яркими событиями культурно-социальной направленности, студенческими праздниками, незабываемыми экскурсиями. Несомненно, это замечательное время навсегда сохранится в душе каждого из вас. Выбирая профессию, вы определяете вектор своего будущего профессионального и личностного развития. Мы уверены, что, поступая в наш колледж искусств, вы делаете правильный выбор. С уважением, директор ГБПОУ СО ТМузК Берковская Наталья Владимировна Расписание вступительных испытаний и консультаций Наименование документа скачать Расписание вступительных испытаний для абитуриентов Общее количество мест для приема по каждой специальности Наименование документа скачать Общее количество мест для приема по каждой специальности Контрольные цифры приема Наименование документа скачать Контрольные цифры приема 2023-2024 Перечень специальностей, по которым объявляется прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности. Форма получения образования Наименование документа скачать Список специальностей Требования к уровню образования, которые необходимы для поступления в образовательную организацию Поступление в ГБПОУ «Тольяттинский колледж искусств им.Р.К.Щедрина» осуществляется на базе основного общего образования. Нормативные документы Наименование документа скачать Правила приема в учреждение 2023г Положение о приемной комиссии Положение об экзаменационной комиссии Положение об апелляционной комиссии Правила подачи и рассмотрения апелляции Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями) Свидетельство о государственной аккредитации (с приложениями) Условия и порядок приема заявлений и других документов Прием документов на обучение в 2023 году осуществляется с 15 июня по 10 августа 2023 года Заявление о приеме с приложением необходимых документов подаются: 1) лично в приемную комиссию колледжа по адресу г.о Тольятти, б-р Ленина, дом 7 2) через операторов почтовой связи; 3) в электронной форме: посредством электронной почты организации В теме письма укажите фамилию поступающего, специальность, образование.В сопроводительном письме обязательно укажите номер контактного телефона, электронную почту. Прикрепите весь пакет документов:копию паспорта, копию аттестата, заполненные бланки заявления и личного дела (распечатать с сайта), фото 4 шт., 3 на 4. 4) с использованием функционала ЕПГУ. Бланки документов скачать Заявление (бланк) Согласие на обр. перс.данных для совершеннолетних студентов Согласие на обр. перс.данных от родителей несовершеннолетних студентов Информация о наличии общежития Общежитие отсутствует Условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг Наименование документа скачать Количество мест для приема на обучение по специальностям среднего профессионального образования в «Тольяттинский колледж искусств им. Р.К.Щедрина» на 2023-2024 уч.год на платной основе Образец договора об оказании платных образовательных услуг Заявление (бланк) Условия приёма на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Тольяттинский колледж искусств им. Р.К.Щедрина» Учреждение осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее образовательные программы) в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования сверх установленных бюджетных мест для обучения на основе договоров об оказании платных образовательных услуг. Прием в Учреждение для получения среднего профессионального образования является общедоступным и осуществляется на конкурсной основе. Настоящий Договор заключается в 2-х экземплярах, по одному для каждой из Сторон. Каждая из Сторон несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Договором. Все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу. Изменения и дополнения настоящего Договора могут производиться только в письменной форме и подписываться уполномоченными представителями Сторон. Порядок оказания платных образовательных услуг в колледже регламентируется локальным актом «Положение об оказании платных образовательных услуг» Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ Наименование документа скачать Информация о наборе абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ Информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) Необходимость прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) отсутствует Вступительные испытания по каждой специальности ПЕРЕЧЕНЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ. Форма вступительных испытаний № Наименование специальности Наименование вступительного испытания Форма вступительного испытания 1 53.02.02. Музыкальное искусство эстрады (эстрадное пение) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно собеседование устно 2 53.02.02. Музыкальное искусство эстрады (инструменты эстрадного оркестра — ударные инструменты) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно 3 53.02.03. Инструментальное исполнительство (фортепиано) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно 4 53.02.03.Инструментальное исполнительство (оркестровые струнные инструменты) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно 4 53.02.03.Инструментальное исполнительство (инструменты народного оркестра) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно 5 53.02.03.Инструментальное исполнительство (оркестровые духовые и ударные инструменты) Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио письменно/устно 6 53.02.04. Вокальное искусство Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание сольфеджио устно собеседование устно 7 53.02.05. Сольное хоровое и Специальность (исполнение сольной программы) прослушивание народное пение сольфеджио письменно/устно собеседование устно 8 53.02.06. Хоровое дирижирование дирижирование прослушивание сольфеджио письменно/устно фортепиано прослушивание 9 53.02.07. Теория музыки сольфеджио письменно/устно музыкальная грамота письменно/устно музыкальная литература письменно/устно фортепиано прослушивание 10 53.02.08. Музыкальное звукооператорское мастерство Специальность собеседование, прослушивание сольфеджио письменно/устно 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады. Эстрадное пение При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных); собеседование. Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить: два произведения в эстрадном жанре (рекомендуется для исполнения – отечественная или зарубежная эстрадная песня, произведение в стиле рок, джаз, эстрадно-камерная миниатюра, романс в современной обработке); прочесть стихотворение, басню или отрывок из прозы. Сольфеджио(проверка музыкальных слуховых данных). Поступающий должен продемонстрировать наличие мелодического и гармонического слуха, развитой музыкальной памяти, чувства ритма, умение импровизировать: При наличии музыкальной подготовки поступающий должен: повторить сыгранную мелодию; определить на слух: интервалы от звука (чистые, большие, малые); тритоны, характерные интервалы (ум.7 и ув.2); трезвучия (мажорные, минорные и их обращения; увеличенное, уменьшенное); доминантсептаккорд и его обращения с разрешением; 2-4 интервала или аккорда в тональности; спеть несложный номер с тактированием (дирижированием); спеть мажорную и минорную гамму (натурального, гармонического и мелодического видов). Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. Собеседование предполагает собой: ответы на вопросы, связанные с программой; ответы на вопросы, выявляющие общий образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности; проверку эрудиции в области смежных видов искусства; проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано), при наличии подготовки. 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады. Инструменты эстрадного оркестра: Ударные инструменты При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить: на малом барабане этюд, состоящий из разнообразных барабанных элементов (роллы, раффы, форшлаги, парадидлы и т.д.); на ударной установке один-два этюда или сольных эпизода в разных стилях (джаз, фанк, рок и т.д.); одну-две пьесы на ударной установке под фонограмму (минус один) или с составом музыкантов. Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Поступающий должен продемонстрировать наличие мелодического и гармонического слуха, развитой музыкальной памяти, чувства ритма, умение импровизировать. При наличии музыкальной подготовки поступающий должен: написать одноголосный диктант объемом 8–10 тактов в размерах 2/4, 3/4 и 4/4 в свингованном ритме. Диктант может содержать элементы трех видов мажора, минора и блюзового лада, несложные виды хроматизма, скачки на неустойчивые ступени, триоли, простые виды синкоп (например: В.Копелевич – «Музыкальные диктанты. Эстрада и джаз» №№ 18, 21.); спеть с листа одноголосную мелодию, содержащую вышеуказанные интонационные и ритмические трудности (например: М.Серебрянный «Сольфеджио на ритмоинтонационной основе современной музыки» ч.2 №№ 9, 10.). Экзамен по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Фортепиано При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Исполнение сольной программы. Требования: полифоническое произведение; два инструктивных этюда на различные виды техники; классическое сонатное allegro или классические вариации; пьеса. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: И.С.Бах. Трехголосные инвенции, Французские сюиты (части по выбору), Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»; Г.Гендель. Части из Сюиты; К.Черни. Этюды из сборников «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М. Мошковский. Этюды ор. 72; А. Лешгорн. Этюды; А.Кобылянский. Октавные этюды; Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Сонаты для фортепиано, I ч. или II – III чч. (по выбору); В.Моцарт, Л.Бетховен. Вариации (по выбору); Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шопен, П.Чайковский, С.Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович. Пьесы (по выбору). Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Уровень требований соответствует программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с семилетним сроком обучения. Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в мажорных и минорных тональностях до 5 ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4. Интонационные, гармонические и ритмические трудности: мелодическое движение по звукам трезвучий и септаккордов, включая их обращения; движение по звукам уменьшенного и увеличенного трезвучий; скачки на интервалы в пределах октавы, включая тритоны и характерные интервалы; мелодические секвенции; различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие; длинный и короткий пунктир; ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут. Устная форма предполагает: Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, мелодические и ритмические трудности — соответственно диктанту (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111). Слуховой анализ. Ступени лада: определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов; определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре; тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада (определение простых интервалов вне лада): чистых, больших, малых, тритонов; тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда. Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить: гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы); этюд; первую часть, либо вторую и третью части классического инструментального концерта, классической сонаты; вариации; фантазию; пьесу. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: Скрипка: трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы); Р.Крейцер. Этюды №№ 10, 35; Д.Б.Виотти. Концерт №22 (1ч.), Л.Шпор. Концерт №3 (1ч.); Одно из произведений: Ф.Рис. «Непрерывное движение», Л.К.Дакен «Кукушка», А.Венявский. «Легенда». Альт: трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы); Б.Кампаньоли. Этюд №1; Р. Крейцер. Этюд №8; И.Х.Бах. Концерт до минор (1ч.); И.Хандошкин. Концерт до мажор (1ч.); С.Цинцадзе. Романс; С.Цинцадзе. Хоруми. Виолончель: трехоктавные гаммы, арпеджио и двойные ноты (терции, сексты, октавы); А.Нельк. Этюд ля мажо; Грюцмахер. Этюд ре мажор; А.Ромберг. Концерт №2 (1ч.); Й.Гайдн. Концерт до мажор (1ч.); Г.Форе. Элегия; П.И.Чайковский. Ноктюрн. Контрабас: двухоктавные гаммы ре мажор, ля мажор; Этюды из сборника этюдов Биллэ, Батиони; Сонаты Б.Марчелло; Шлемюллер. Непрерывное движение; А.Хачатурян. Андантино. Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Уровень требований соответствует программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с семилетним сроком обучения. Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в мажорных и минорных тональностях до 5 ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4. Интонационные, гармонические и ритмические трудности: мелодическое движение по звукам трезвучий и септаккордов, включая их обращения; движение по звукам уменьшенного и увеличенного трезвучий; скачки на интервалы в пределах октавы, включая тритоны и характерные интервалы; мелодические секвенции; различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие; длинный и короткий пунктир; ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут. Устная форма сольфеджио предполагает: Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, мелодические и ритмические трудности — соответственно диктанту (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111). Слуховой анализ.Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда. Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Оркестровые духовые и ударные инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, саксофон) При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить: гаммы и арпеджио в тональностях до трех знаков включительно; этюд; две разнохарактерные пьесы, либо часть концерта, сонаты. Примерные требования для деревянных инструментов. (флейта, кларнет, фагот, гобой, саксофон): гамма мажорная или минорная (по выбору кандидата); один этюд (любой); одно художественное произведение. Примерные требования для медных инструментов. (труба, валторна, тромбон, туба): одна гамма или этюд (по выбору кандидата); одно художественное произведение. Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-8 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Интонационные, гармонические и ритмические трудности: мелодическое движение по звукам трезвучий и септаккордов, включая их обращения; скачки на интервалы в пределах октавы, включая тритоны и характерные интервалы; мелодические секвенции; различные виды мажора и минора; ритмические группы с шестнадцатыми, длительности с точками, синкопы, триоли. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12 раз в течение 25-30 минут. Устная форма предполагает: Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера (Б. Калмыков,Г. Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335). Слуховой анализ.Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза. Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VIIступени мажора, на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. СептаккордVII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знаниекварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) Инструменты народного оркестра (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара) При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить: Баян, аккордеон: две 3-х – 4-х октавные гаммы и арпеджио (мажор, минор); полифоническое произведение; произведение крупной формы (вместо произведения крупной формы можно сыграть две пьесы: одну лирического, другую виртуозного характера); обработка народной мелодии. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: И.С.Бах. Двухголосная инвенция; И.С.Бах. Хоральная прелюдия; И.С.Бах. Отдельные части из «Французских сюит»; Г.Ф.Гендель. Маленькие фуги; Сонаты М.Клементи, Ф.Кулау, Д.Чимарозы (первые части или вторые-третьи); И.Яшкевич. Сонатина; Д.Бортнянский. Соната фа мажор; В.Золотарев. Детские сюиты (по две-три части); В.Мотов. Возле речки, возле моста; В.Мотов. Научить ли тя, Ванюша; В.Мотов. Сад; В.Жигалов. Там, за речкой. А.Лядов. Прелюдия ре минор; Г.Шендерев. Думка; Г.Шендерев. Русский танец; Л.К.Дакен. «Кукушка». Домра, гитара, балалайка: Поступающие должны исполнить программу, состоящую из трех разнохарактерных пьес на различные виды исполнительской техники. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: Домра: Вариант 1: А.Вивальди. Концерт ля минор, 1 ч.; И.Хандошкин. Канцона; А.Цыганов. Скоморошьи песни. Вариант 2: Г.Ф.Гендель. Соната для скрипки №6, 1 и 2 ч.; П.Чекалов. Вокализ; В.Лаптев-Цыганков. По улице не ходила, не пойду. Гитара: (Виртуозная пьеса в программе гитаристов может быть заменена этюдом) Вариант 1: Ф.Сор. Соната до мажор; И.С.Бах. Бурре си минор; А. Иванов-Крамской. Тарантелла. Вариант 2: М.Джулиани. Соната до мажор, 1 М.Высоцкий. Прялка; Э.ПухольВилларуби. Шмель. Балалайка: Вариант 1: Б.Трояновский. Заиграй, моя волынка; Ф.Куперен. Пастораль; В.Андреев – Н. Василенко. Испанский танец. Вариант 2: А.Шалов. Волга-реченька; Ю.Свенсен. Норвежская мелодия; Е.Авксентьев. Юмореска. Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Письменная форма предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 7-9 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4. Интонационные, гармонические и ритмические трудности:мелодическое движение по звукам трезвучий и септаккордов; скачки на интервалы в пределах октавы, включая тритоны и характерные интервалы; мелодические секвенции;различные виды мажора и минора; ритмические группы с шестнадцатыми. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут. Устная форма. Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио», часть 1, №№ 331, 335). Слуховой анализ.Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Устный диктант. Пример проигрывается два раза. Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов.Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 5-7 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VIIступени мажора, VII# ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорд VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 5-7 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Интонационные упражнения: Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз от звука, с последующим разрешением в тональности мажора и минора, а также пение указанных интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. 53.02.04 Вокальное искусство При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных); собеседование. Исполнение сольной программы: два разнохарактерных произведения; прочтение стихотворения, басни или отрывка из прозы. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: русские народные песни; песни и романсы русских композиторов; старинные классические арии и ариетты; произведения зарубежных композиторов; итальянские и неаполитанские песни. Примерный репертуарный список произведений: Русские народные песни:«Ах, ты, душечка», «Волга-реченька», «У зари-то, у зореньки», «Вдоль по улице метелица метет», «Утес», «Из-за острова на стрежень», «Эх, Настасья», «Прялка», «Цвели цветики», «По сеничкамДуняшенька гуляла», «Помнишь ли меня, мой свет», «Липа вековая», «Отставала лебедушка», «Потеряла я колечко». Романсы и песни русских композиторов: А.Варламов «Красный сарафан»; А.Алябьев «Я вижу образ твой»; Л.Гурилев «Домик-крошечка»; А.Даргомыжский «Мне грустно», «Я Вас любил», «Юноша и дева». Старинные классические арии и ариетты:У.Джордано «Саго miobеп», Д.Кариссими «Vittoria, vittoria», А. Кальдара «8еbеп, crudele», «8е1vе amiche», «А1mа dе1 соге». Г.Перселл Ария «Нагк, hагк» из оперы «Королева фей». Г.Ф.Гендель Ария Роделинды из оперы «Роделинда», ария Альмирены из оперы «Ринальдо». А.Вивальди Ариетта «Viеni? Viеni?»,Ф.Дуранте Ариетта «Danza, danza». Произведения зарубежных композиторов:В.А.Моцарт Ария Папагено из оперы «Волшебная флейта», ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»; Л.Бетховен Песня «Сурок»; Э.Григ «К родине». Итальянские и неаполитанские песни: Э.Д.Капуа, слова Капуро «О sо1е mio»; Ч.А.Биксио «Мама»; Ч.А.Биксио «Тогпа»; музыка В.Кьяра, слова А.Дженизе «Ве11а spagnola»; неаполитанская народная песня «Sапtа Lucia». Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных): спеть отдельно взятый на фортепиано звук; определить ладовое наклонение мелодии (мажор, минор) по ее звучанию; точно повторить голосом сыгранную экзаменатором музыкальную фразу; определить количество звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизвести звуки голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх; воспроизвести ритмический рисунок сыгранного экзаменатором музыкального отрывка (не более периода). и/или: интонировать натуральную мажорную гамму и три вида минорной гаммы в тональностях до трех знаков при ключе; определить на слух интервал или аккорд и воспроизвести его голосом с названием звуков (нижний или верхний звук созвучия известен); сольфеджировать знакомую мелодию (в пределах периода); петь с листа с дирижированием одноголосный музыкальный пример (например, Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» — начальные номера). Собеседование предполагает собой: ответы на вопросы, связанные с программой; ответы на вопросы, выявляющие общий образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности; проверку эрудиции в области смежных видов искусства; проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано), при наличии подготовки. 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: исполнение сольной программы; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных); собеседование. Исполнение сольной программы. Поступающий должен исполнить три разнохарактерные русские народные песни без сопровождения; допускается исполнение не более одной песни на национальном языке, а также исполнение песни в сопровождении народного инструмента. Примерная программа: Сборник русских народных песен из репертуара А.И.Глинкиной. Сост. Н.Павлова: «А брат сестру обидел в пиру»; «Горе мое, горе»; «Поздно вечером в воротиках стояла»; «Ой, вишенка». Хрестоматия для народного хора. Сост. С.Л.Браз: «Не по погребу бочоночек катается» «Уж ты Порушка-Параня» «Да у нас ноня белый день» «Ой, не будите меня, молодую» «Ой, по Питерской, Тверской». Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Поступающий должен продемонстрировать наличие мелодического и гармонического слуха, развитой музыкальной памяти, чувства ритма, умение импровизировать. При наличии музыкальной подготовки поступающий должен: написать одноголосный музыкальный диктант в форме периода протяженностью 8-10 тактов. В диктанте могут встретиться: размеры 2/4,3/4,4/4; различные виды мажора и минора, ладовая переменность, секвенции; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут; прочитать с листа одноголосный музыкальный пример с предварительным анализом его структуры (Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№ 245, 247,248,252). определить на слух интервалы и аккорды вне лада: интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны. аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде); определить последовательности интервалов и аккордов в ладу: интервалы в ладу: все названные интервалы на ступенях натурального и гармонического ладов, характерные интервалы. Последовательность интервалов проигрывается два раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится; аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия и доминантсептаккорд с обращениями. Последовательность аккордов проигрывается два раза. Интонационные упражнениявне лада ив ладу на уровне требований, Предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Экзамен по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. Собеседование предполагает собой: ответы на вопросы, связанные с программой; ответы на вопросы, выявляющие общий образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности; проверка эрудиции в области смежных видов искусства; проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано) при наличии подготовки. 53.02.06 Хоровое дирижирование При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: дирижирование; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных); фортепиано. Дирижирование: исполнение вокального либо хорового двухголосного произведения; показ первичных навыков дирижирования на примере исполняемого произведения; ответы на вопросы, связанные с творчеством композитора; ответы на вопросы, выявляющие культурный уровень абитуриента, его эрудицию в области смежных видов искусств. Примерный уровень исполняемых произведений: Л.Бетховен. «Походная песня»; современная русская народная песня в обработке В.Локтева «Ой, по-над Волгой». Сольфеджио(проверка музыкальных слуховых данных). Письменная форма предполагает написание одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8-12 тактов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4.Интонационные и ритмические трудности: различные виды мажора и минора, внутритональный хроматизм имодуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства,секвенции тональные и модулирующие;пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут. Устная форма предполагает: Сольфеджирование.Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (А.Рубец «Одноголосное сольфеджио» №№ 95, 111). Слуховой анализ.Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IV#, VIb в мажоре; IIь, IV#, IVb, VI# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза. Интервалы вне лада. Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), на IV, на VI (в мажоре — на VI ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 7-9 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малого с уменьшенной квинтой септаккорда. Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII ступени мажора, VII# ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора в основном виде. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды VII ступени в основном виде. Аккордовые последовательности, включающие 7-9 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает знание кварто-квинтового круга тональностей; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; наиболее употребительные музыкальные термины. Фортепиано. Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения или классического сонатного а11еgго, пьесы, этюда. Произведения, рекомендованные к исполнению: И.С.Бах Двух или трехголосная инвенция (по выбору); К.Черни, Лемуан, Лешгорн, Бертини. Этюды (по выбору) В.Моцарт, М.Клементи. Лёгкие сонаты. С.Прокофьев, Г.Свиридов, Д.Шостакович. Музыка для детей. 53.02.07 Теория музыки При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных); музыкальная грамота (письменно и устно); музыкальная литература (устно); фортепиано. Примерный уровень требований вступительных испытаний. Сольфеджио (письменно). Письменная форма по сольфеджио предполагает: запись одноголосного диктанта протяженностью 10-16 тактов в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; интонационные и ритмические трудности: сочетание различных видов мажора и минора; внутритональный и модуляционный хроматизм (хроматические звуки плавные, а также взятые и покинутые скачком), отклонения в тональности первой степени родства;секвентное развитие (секвенции тональные и модулирующие); триоли, различные варианты синкопы, ритмические группы с шестнадцатыми, а также различные варианты пунктирного ритма. Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз. Устная форма предполагает собой: Сольфеджирование: чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Рубец А. «Одноголосное сольфеджио» №№ 110, 140). Слуховой анализ.Ступени лада.Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV# в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Запоминание и повторение без названий звуков небольшого отрывка мелодии. Пение его с точным названием звуков. Определение размера. Пример проигрывается два раза. Интервалы вне лада.Определение интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу.Все названные интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре VII#), II, IV, VI (в мажоре – VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервалы с альтерированными ступенями (ум. 3 на VII, на II#, на IV#ступени в мажоре; на VII#, на II, на IV# ступени в миноре; ув. 6 на IIb, на IV, на VIb ступени в мажоре; на IIb, на IVb, на VI ступени в миноре, ув. 4 на I, на IIb ступенях в мажоре, ум. 5 на II#, на IV# ступенях в мажоре; на IV#, на VI#ступенях в миноре; дважды ув. 4 на VIb в мажоре, на IVb в миноре; дважды ум. 5 на II#, на VII# в миноре). Отклонения в тональности первой степени родства. Интервальныепоследовательности, включающие 10-12 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится. Абитуриент должен уметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность. Аккорды вне лада. Трезвучия мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное с обращениями, малые септаккорды с обращениями, большие септаккорды в основном виде. Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также малых септаккордов и уменьшенного септаккорда. Аккорды в ладу.Трезвучия всех ступеней лада и их обращения в трех видах мажора и минора. Септаккорды V, VII, П ступеней с обращениями; I, III, IV, VI ступеней в основном виде и в виде секундаккорда. Отклонения в тональности первой степени родства. Аккордовые последовательности, включающие 10-12 аккордов. Последовательность проигрывается два раза. Возможна мелодизация верхнего голоса с помощью неаккордовых звуков. В последовательности могут встретиться неполные аккорды (например, тоническое и доминантовое трезвучия без квинтового тона). Абитуриент должен суметь повторить последовательность на фортепиано, а также транспонировать ее в другую тональность. Интонационные упражнения. Интонационные упражнениявне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Музыкальная грамота (письменно). Поступающий должен выполнить письменную работу, содержащую следующие задания: гармонический анализ фрагмента музыкального произведения (в пределах периода) и его транспозиция на заданный интервал; построение гамм; построение интервалов и аккордов от звука и в тональности с разрешением; секвенцирование предложенного мотива с каденционным закреплением; досочинение мелодии; определение тональности, размера и правильная группировка длительностей в предложенной мелодии; построить мажорные и минорные гаммы, в которых звук «фа» является II ступенью; от звука ре-диез построить вниз кварту величиной в три тона; выписать звукоряды диатонических ладов мажорного наклонения, включающие ее в свой состав, указав названия ладов; разрешить данный интервал как хроматический в минорных тональностях; построить квинтсекстаккорды, в которых звук «ля» является примой и обозначить их структуру; разрешить квинтсекстаккорды малого минорного в мажорных тональностях, тональности обозначить буквенно; определить данные аккорды, разрешить, указать тональности; продолжить и завершить секвенцию; продолжить и завершить мелодию в форме периода на основе одного из предлагаемых начал; определить тональность и размер в данных примерах; записать мелодию, используя ключевые и случайные знаки, правила группировки, фразировку обозначить лигами. Музыкальная грамота (устно). Абитуриентам предлагается выполнить практические задания устно и за фортепиано по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм звуков и интервалов»; «Тональности первой степени родства»; «Лады народной музыки»; «Музыкальные термины». Предлагается также сделать структурный и гармонический анализ музыкального текста, продемонстрировав знание понятий «мотив», «фраза», «предложение», «период», «цезура», «каденция». Музыкальная литература. Вступительное испытание по музыкальной литературепроводится в устной форме по билетам. Вопросы соответствуют программе ДМШ, ДШИ по музыкальной литературе. Материалом для творческих испытаний по музыкальной литературе являются темы школьного курса: творчество И.С.Баха, И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, М.И.Глинки, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В билет входит два вопроса: биография композитора и рассказ о музыкальном произведении. Отвечая на первый вопрос, абитуриент представляет творческий портрет композитора, демонстрируя знание существенных фактов его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, а также знание жанров творчества и произведений, входящих в программу ДМШ, ДШИ. Отвечая на второй вопрос, абитуриент должен рассказать историю создания произведения, обозначить его место в творчестве композитора, охарактеризовать произведение с точки зрения его образного содержания, жанра и формы, тематизма, принципов развития. В произведениях с текстом абитуриент должен знать содержание и литературный источник, в операх – уметь рассказать о композиции и драматургии. На подготовку к ответу отводится от 30 до 45 минут. Примерный список вопросов: Характеристика творческого облика: И.С.Баха, Ф.Шуберта, Д.Д.Шостаковича. Биографии: И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, С.Прокофьева. Музыкальные произведения: И.Бах. Прелюдия и фуга c-moll; И.Гайдн. Симфония № 103; И.Гайдн. Соната e-moll (или D-dur); В.Моцарт. Симфония g-moll; Л.Бетховен. «Патетическая соната»; Л.Бетховен. 5 симфония; Л.Бетховен. «Эгмонт»; Ф.Шуберт. «Неоконченная симфония», 1 часть; Ф.Шопен. Прелюдии; Ф.Шопен. Мазурки; М.Глинка. «Иван Сусанин»; М.Мусоргский. «Борис Годунов»; А.Бородин. «Князь Игорь»; П.Чайковский. «Евгений Онегин»; П.Чайковский. 1 или 4 симфония; Н.Римский-Корсаков. «Снегурочка»; Н.Римский-Корсаков. «Шехеразада»; С.Прокофьев. «Александр Невский»; С.Прокофьев. 7 симфония, 1 часть; Д.Шостакович. 7 симфония, 1 часть. Обязательной частью экзамена является проверка знания музыкального материала на слух. Музыкальные примеры исполняются преподавателем на фортепиано или представляются в записи. Перечень примеров определяется рамками программы ДМШ, ДШИ и не выходит за рамки соответствующих учебников. Абитуриент должен назвать композитора, произведение, его часть (действие), раздел, тему. Фортепиано. Поступающий должен исполнить сольную программу, состоящую из полифонического произведения или крупной формы, этюд и пьеса. Список произведений, рекомендуемых к исполнению: И.С.Бах. Трехголосные инвенции, Французские сюиты (части по выбору), Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира»; Г.Гендель. Части из Сюиты; К.Черни. Этюды из сборников «Школа беглости» ор.299, «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи Этюды из сборника «GradusadParnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72; А.Лешгорн. Этюды; Й.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен. Сонаты для фортепиано, I ч. (по выбору); Р.Шуман, Ф.Шопен, П.Чайковский, С.Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович. Пьесы (по выбору). 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: комплексное испытание по специальности; сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных). Комплексное испытание по специальности: проведение собеседования по общекультурным вопросам и навыкам (история музыки, эпохи, стили, композиторы и их произведения, живопись, кинематография); Cлуховой анализ музыкальной фонограммы; владение музыкальным инструментом (фортепиано), если есть подготовка. Сольфеджио (проверка музыкальных слуховых данных): Поступающий должен продемонстрировать наличие мелодического и гармонического слуха, развитой музыкальной памяти, чувства ритма, умение импровизировать. При наличии музыкальной подготовки поступающий должен: написать одноголосный музыкальный диктант в форме периода протяженностью 8-10 тактов. (В диктанте могут встретиться: размеры 2/4,3/4,4/4; различные виды мажора и минора, ладовая переменность, секвенции; пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут; прочитать с листа одноголосный музыкальный пример с предварительным анализом его структуры (Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№ 245, 247,248,252); определить на слух интервалы и аккорды вне лада:чистые, большие, малые, тритоны. Слуховой анализ звукозаписи (устно). Прослушивание 10 разных звуковых фрагментов и определение в них следующих измененийзвуковых параметров: усиление или ослабление громкости общее, слева, справа; усиление или ослабление низких частот общее; усиление или ослабление средних частот общее, слева, справа; усиление или ослабление высоких частот общее, слева, справа; возникновение звуковых помех; возникновение специальных звуковых эффектов. Прослушивание одной фонограммы с последующим определением следующих ее качеств по параметрам так оценочного звука: определить эпоху, стиль, композитора (по возможности); определить состав инструментов в предложенном аудио-фрагменте. 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество) При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности: 1. Проверка творческих и исполнительских возможностей поступающего: исполнение подготовленного танцевального номера, поставленного в любом жанре хореографического искусства; 2. Проверка уровня знаний поступающего основ классического, народного танцев; 3. Собеседование