История

ГБПОУ Самарской области «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина» является государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования, осуществляющим свою деятельность в системе образования Российской Федерации с целью подготовки специалистов со средним профессиональным образованием повышенного уровня в сфере культуры и искусства. Подготовка осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов в области музыкального искусства и культуры на базе основного, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

1Тольяттинский музыкальный колледж (прежнее название — «Тольяттинское музыкальное училище»)  был создан в 1969 году в соответствии с Приказом Министерства культуры РСФСР.

Учредителем колледжа является Самарская область в лице Министерства образования и науки Самарской области, 443099, г.Самара, ул. А.Толстого, д 38/16.
http://www.educat.samregion.ru

 

Приёмная министра
Филимонова Т.И. — секретарь
Тел:   (846) 332-11-07
Факс: 332-04-59
e-mail:main@samara.edu.ru

Учредителем колледжа является Самарская область в лице Министерства имущественных отношений Самарской области, 443068, г. Самара, ул Скляренко, д 20.
http://www.mio.samregion.ru/
Адрес министерства
Почтовый адрес: 443068, г. Самара, Скляренко, 20
Телефон приемной:  (846) 263-40-78
E-mail:dio@samregion.ru

 

2В 2004 году решением мэрии г. о. Тольятти Тольяттинскому музыкальному колледжу была передана муниципальная Музыкальная Академическая гимназия, которая по решению учредителей должна стать музыкальной школой-одиннадцатилеткой, реализующей государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов).

Адрес  школы бульвар Буденного, 7.
Телефон: 34 79 58
Почта: tmuz@edu.tge.ru

Исторический очерк

1 9 6 9 г о д. Тольятти давно заявил о себе как крупный промышленный город, центр автомобилестроения. Но жизнь большого города невозможна без культурных традиций, без музыкально-художественного образования, без кино- и театральных премьер, фестивалей, концертных залов и художественных выставок. К сожалению, в нашем изначально рабочем городе развитие культуры долгое время отставало от развития промышленности. Но в последнее время в городской прессе то и дело мелькает мысль о «превращении Тольятти в культурный центр Поволжья». Может быть, так и будет, но этот процесс займет далеко не одно десятилетие, а может быть, и столетия. Ведь кроме выставочных залов и музеев, филармоний и театров необходимо наличие той особой среды, для которой общение с прекрасным является неотъемлемой частью жизни. Необходимо воспитать не одно поколение неравнодушных к искусству, к творчеству людей, а для этого требуется создавать особые условия, способствующие музыкальному и художественному развитию детей и молодежи. Проблема эстетического воспитания особенно остро встает в наши дни еще и потому, что с экранов телевизоров и радио идет «массированная атака» легкой и поп-музыки, пропаганда шоу-бизнеса. Создается иллюзия, что за три месяца любой желающий и мало-мальски умеющий петь может стать профессионалом, получившим «фабричное обучение». Этому негативному явлению может противостоять только хорошо организованная система с высокопрофессиональными кадрами, впитавшая лучшие традиции отечественного музыкально-художественного образования, проповедующая высокие гуманистические цели, а не коммерческие интересы, и имеющая стабильную поддержку на всех уровнях.
В преддверии 50-летия художественного образования в Тольятги хочется подвести некоторые итоги, вспомнить, как это все начиналось, кто стоял у самых истоков формирования городской структуры учебных заведений музыкально-художественного профиля. Важным звеном этой цепи стало Тольяттинское музыкальное училище, которое можно назвать своеобразной «кузницей» музыкальных кадров города. Недавно ТМУ отметило свое 35-летие. Возраст этот соответствует самому активному периоду жизни человека: учеба позади, определенный опыт уже накоплен, связи установлены, цели дальнейшего развития четко обозначены, авторитет в городском сообществе неоспорим. Прожитый период богат яркими победами в творческих состязаниях различного уровня, география «распространения» наших вьпускников необычайно широка и интересна. За эти годы в стенах училища сложились и успешно работают различные исполнительские коллективы: единственный в области смешанный хор, женский хор, оркестр русских народных инструментов, духовой и камерный оркестры, ансамбли. Внутренняя жизнь полна текущих забот: вечные проблемы повышения качества успеваемости, посещаемости, академические концерты, зачеты, экзамены… Но в этой текучке рождается главное — ТВОРЧЕСТВО.
А начиналось все в далеком 1969 году. Постановлением правительства в Тольятти было открыто новое учебное заведение — Музыкальное училище, взявшее на себя функцию учебно-методического и музыкально-просветительского центра города.
Первым директором стал Борис Николаевич Абрамов, проработавший на этом посту до 1980 года. Б.Н. Абрамов — уроженец Самарской области, родился в 1935 г. С 1950 по 1954 г. учился в Куйбышевском музыкальном училище по классу баяна у Д.Г. Шаталова, основоположника баянной школы в Самарской области. Этот замечательный музыкант, чье имя носит сейчас Самарское музыкальное училище, стал не только учителем, но и другом, наставником для многих своих учеников. Так и начало педагогической деятельности Б.Н. Абрамова во многом было связано с именем Д.Г. Шаталова. После окончания училища, проработав некоторое время в музыкальных школах Жигулевска, Калининграда, отслужив на Балтийском флоте, Б.Н. Абрамов по приглашению своего педагога возвращается в Самару, где начинает работать в музыкальном училище. В эти годы он заканчивает заочно Минскую консерваторию по классу баяна и с 1967 по 1969 г. работает на музыкальном факультете Самарского педагогического института. А в 1969 г., опять же по предложению Д.Г. Шаталова, Борис Николаевич назначается директором вновь открывшегося музыкального училища в Тольятти. Проблемы, связанные со становлением нового учебного заведения: формирование педагогического коллектива, организация учебной и концертной деятельности, приобретение инструментов, книг, нотной литературы, создание фонотеки, бытовые и хозяйственные вопросы, — все это легло на плечи молодого руководителя.
Борис Николаевич с первых дней с огромным энтузиазмом взялся за дело, проявив себя энергичным, деловым, инициативным хозяйственником, организатором. Задачей номер один стало строительство собственного здания, так как первоначально занятия проводились на четвертом этаже общеобразовательной школы № 27. Конечно, условия были сложными: классов и инструментов мало, в одном помещении ютились и кабинет директора, и учительская, и библиотека. Нот и литературы не хватало для работы, поэтому часто педагоги обращались за помощью к своим самарским коллегам. Но коллектив был молод, полон творческих устремлений и желания работать, поэтому все трудности преодолевались легко.15 октября 1971 г. на торжественном митинге состоялось вручение символического ключа от нового музыкального дома. Училище переехало в специально построенное для него 4-этажное здание в центре города (бульвар Ленина, 7), с большими классами, просторными холлами на всех этажах. И вот уже более 35 лет льются из окон этого здания звуки скрипки, рояля, трубы, аккордеона, с раннего утра до позднего вечера горят окна, за которыми постигается прекрасное и начинается сложный путь музыканта. Вокруг училища, которое было построено на пустыре, выросли дома, а рядом расцвела березовая роща, посаженная его выпускниками и ставшая неувядаемым символом красоты и вдохновения.
Итак, вернемся на 35 лет назад. Первый набор в училище проходил на базе ДМШ №2, причем на вступительных экзаменах присутствовал Д.Г. Шаталов. Первый курс состоял из 50 человек, по четырем специальностям: фортепиано, теория музыки, струнные и народные инструменты. В 1973 г. к этим специальностям добавились еще две: хоровое дирижирование и духовые инструменты. Первыми преподавателями были молодые выпускники консерватория и музыканты города: пианисты Н.В. Ефимова и Г.С. Пестова, теоретики Е.И. Глухов и Г.И. Валугина, альтист В.И. Марчук, баянисты В.Н. Беликов и Ю.И. Чуркин и другие. В начале 70-х годов в училище появились новые молодые специалисты, выпускники консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Нижнего Новгорода (Горького), Петрозаводска, Саратова, Новосибирска, Свердловска.
Постепенно налаживалась учебно-воспитательная и методическая работа, формировались исполнительские коллективы. Б.Н. Абрамов, будучи сам настоящим музыкантом, прекрасным баянистом и педагогом, обозначил для молодого коллектива серьезные педагогические и творческие задачи, предвидя перспективу развития учебного заведения в городе. Борис Николаевич был предан любимой работе, жил интересами училища и требовал от коллектива максимальной отдачи. С первых дней в ТМУ был образован ансамбль баянистов, который возглавил первоначально директор. Он оказывал поддержку всем начинаниям молодых педагогов, помогал в создании смешанного хора, камерного оркестра, стремился представить лучшие силы педагогов и учащихся на городской сцене: да и сам часто выступал в различных городских организациях. Очень важным условием для формирования творческой атмосферы в училище была организация труда и быта педагогов. Благодаря активной позиции директора учебное заведение быстро обеспечивалось инструментами, а все приезжающие в ТМУ музыканты получали жилье. Б.Н. Абрамов был не только замечательным администратором, но и квалифицированным и грамотным педагогом. Из его выпускников в ТМУ преподавал В. Курапов, а в районном центре Кошки директором ДМШ работает О. Жданова.
За активную творческую работу Борис Николаевич Абрамов награжден медалью «За доблестный труд» и рядом почетных грамот Министерства культуры.
Очень быстро музыкальное училище заявило о себе в масштабах города. До появления филармонии именно ТМУ являлось центром культурной и музыкально-просветительской деятельности. Из преподавателей и студентов организовывались концертные бригады, которые выступали на самых различных площадках (на заводах и в больницах, в различных учебных заведениях и интерклубе) и проводили лекции-концерты, посвященные памятным датам и событиям, знакомству с музыкальными инструментами и жанрами, творчества композиторов различных эпох и стилей. А большой смешанный хор ТМУ и оркестр русских народных инструментов стати неотъемлемыми участниками всех торжественных концертов и праздников города.
Учебный процесс в музыкальном училище предполагает обязательные концертные выступления педагогов и студентов, творческие семинары и мастер-классы, поэтому вскоре остро встала проблема концертного зала. Молодой педагогический коллектив и учащиеся принимали самое активное участие в его строительстве: приворачивали кресла, шили шторы, настилали на пол толстую резину, чтобы не было слышно стука каблуков, шагов. Интересен один факт из истории строительства зала: Абрамов, на время превратившись в архитектора, прораба и снабженца, прочитал статью об архитектуре соборов Германии, отличающихся замечательной акустикой, и решил попробовать этот способ в зале. А секрет заключался в том, что под полы засыпалось битое стекло, которое отражает звук. И вот директор, достав респираторы, вместе со студентами проделал эту серьезную и опасную работу: насыпали стеклянные крошки под сцену. И действительно, акустика концертного зала ТМУ — лучшая в городе до настоящего времени.
В 1975 году открылся концертный зал. на сцене которого в разное время выступали замечательные музыканты: пианисты В. Крайнев. Н. Штаркман, Л. Шугом, А. Александров, И. Фридман, Л. Томулевич, М. Плетнев, В. Монастырский, Э. Вирсаладзе. А. Бахчиев, В. Горностаева; скрипачи Э. Грач, С. Кравченок, А. Багданян, В. Иголинский, виолончелистка Н. Шаховская, хормейстер В. Минин, баянисты В. Максимов и В. Романько, домрист А. Цыганков, трубачи Т. Докшицер и Д. Дэвис (США), саксофонисты А. Волков и М. Шапошникова, музыковеды В. Холопова, В. Задерацкий, А. Соколов, занимающий в настоящее время пост министра культуры и массовых коммуникаций РФ, многие другие.
Здесь хочется ненадолго отвлечься от основного повествования и посетовать на невнимание городских властей. К сожалению, концертный зал в настоящее время себя мало оправдывает именно в городских масштабах. Вспоминая прекрасные выступления музыкантов в прошлом, сейчас с огромным трудом можно представить, как пианисты будут играть на концертном рояле в зале ТМУ. А ведь каждый год в родное училище приезжают наши выпускники, готовые выступать на хорошо знакомой сцене, а рояль становится все хуже и хуже… И с этой проблемой, конечно, учебное заведение не в силах справиться самостоятельно.
Шли годы, просторные холлы все переоборудовались в классы. Постепенно разрастались фонотека и библиотека. И сегодня библиотечный фонд насчитывает свыше 90 тысяч экземпляров нотной литературы и книг, что является гордостью училища и города. Особая заслуга в формировании библиотеки и организации работы, удобной для преподавателей и учащихся, принадлежит заведующей библиотекой Л. В. Рыськовой. Постоянно увеличивается и фонд фонотеки, включающий не только необходимый программный учебный материал, но и представляющий практически всю палитру зарубежного и отечественного музыкального искусства различных эпох и стилей, а также многообразие исполнительских версий. Работа фонотеки постепенно перестраивается на современные рельсы, с трудом, но приобретается новая аппаратура, старые пластинки заменяются CD. В прошлом году ТМУ выиграло грант с проектом «Акколада» (инициатор и руководитель — студент струнного отделения В. Радьков) на формирование электронной библиотеки, который позволил перенести на современные носители большую часть имеющегося фонда.
За прошедшие годы неоднократно менялся руководящий состав ТМУ. С 1980 по 1986 г. директором училища был В.И. Марчук, альтист, выпускник Ташкентской консерватории. В 1987 г. училище возглавлял А.И. Романюк, баянист, выпускник Ульяновского музыкального училища и института им. Гнесиных (Москва). А с 1988 г. пост директора ТМУ занял А.Н. Леонтьев, до этого шестнадцать лет проработавший преподавателем отделения теории музыки. Александр Николаевич — выпускник музыкально-педагогического факультета Краснодарского университета, после окончания которого он сразу начал работать в системе профессионального музыкального образования. В 1972 г. Леонтьев приехал в Тольятти, и с этого года вся его жизнь и трудовая деятельность связана с Тольяттинским музыкальным училищем. Александр Николаевич прошел все ступени административной деятельности. Некоторое время он был классным руководителем ученических групп, затем назначен заведующим отделением теории музыки. В этом качестве А.Н. Леонтьев возглавил работу по созданию методического объединения музыкальных школ города и училища. Это объединение выполняло важную функцию, являясь учебно-методическим центром музыкального воспитания в Тольятти. Работа велась по нескольким направлениям: организация и проведение курсов повышения квалификации, курирование музыкальных школ, выступление с методическими сообщениями, помощь в разработке программ и учебных планов, проведение открытых уроков, организация городских конкурсов исполнителей и музыкально-теоретических олимпиад. Все это позволяло выявлять молодые дарования и помогать их дальнейшему профессиональному становлению. В городе начала формироваться единая структура музыкального образования «школа — училище», появились традиции. Сейчас вновь организованный городской методический совет при институте искусств, к сожалению, мало использует огромный опыт работы с музыкальными школами, накопленный ТМУ более чем за 30 лет, не приглашает к сотрудничеству настоящих корифеев музыкальной педагогики — ведущих преподавателей музыкального училища, тем самым прерывая преемственность музыкального образования. А ведь именно среднее профессиональное звено непосредственно готовит педагогов для ДМШ.
Итак, с приходом А.Н. Леонтьева на должность директора начался очередной этап в истории Тольяттинского музыкального училища. Новый руководитель, хорошо изучив всю работу «изнутри», осознал все особенности и проблемы педагогического коллектива. Используя богатый творческий потенциал своих коллег, он находит возможности для дальнейшего профессионального роста, поддерживает все новации, в тяжелое время финансирует поездки на ФПК, учебу в аспирантуре и участие в конкурсах. А.Н. Леонтьев начал свою работу в то время, когда в обществе назревали серьезные перемены и просыпался дух самостоятельности, независимости и экспериментаторства. Он одним из первых среди директоров учебных заведений почувствовал перемены и освободился от руководящих директив сверху. ТМУ стало муниципальным учебным заведением, которое строило свою работу исходя из потребностей города, его музыкальных проблем, особенностей его развития. В то же время директор сумел избежать всех соблазнов времени, связанных с переименованием в лицеи, колледжи, с открытием филиалов высшего звена, отвергнуть мысль о коммерческом обучении и сумел сохранить живой творческий дух в коллективе и идею, заложенную в период становления ТМУ: стать базовым профессиональным учебным заведением города. Именно поэтому в наши дни, когда проводится очередная реформа образования, музыкальное училище осталось единственной в Тольятти структурой среднего звена, отвечающей современным образовательным стандартам. ТМУ вновь вернуло федеральный статус и сохранило принцип бесплатного обучения, столь редкий в сегодняшней жизни.
Ближайшими помощниками директора стати заместители по учебной и воспитательной работе В.А. Стряпунин и Ф. М. Котляр. Именно Стряпунин регулировал и осуществлял контроль за учебным процессом, нес ответственность за порой невидимую, но очень важную часть всей работы: ведение административно-учебной документации. Особо хочется сказать о заместителе директора по воспитательной работе Фриде Моисеевне Котляр, которая 30 лет работала в ТМУ, из них 16 лет — в качестве руководителя внеклассной работы. За это время сложились свои традиции: посвящение первокурсников в студенты, последний звонок для выпускников, празднование Нового года, Масленицы и т.д. Благодаря Ф.М. Котляр семнадцать лет в училище действовал клуб любителей поэзии «Элегия», подготовивший ряд интересных литературно-музыкальных композиций. Свой неугасимый энтузиазм, жажду новых впечатлений руководитель клуба передала своим питомцам. Еще в пору существования строительных отрядов она организовывала трудовые десанты студентов музыкального училища в Краснодарский край, в Крым, на Кавказ. А все заработанные там деньги тратились на экскурсии, музеи, концерты. Традиционными стали поездки по памятным местам, связанным с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, Ю.М. Лермонтова, С. Есенина. Свою любовь к поэзии Ф.М. Котляр передала не одному поколению наших студентов. В последнее время география поездок существенно расширилась: от Москвы и Санкт-Петербурга до Хельсинки и Стокгольма. Уже на протяжении нескольких лет в ТМУ ведется музыкально-художественный цикл «Лики ушедшего тысячелетия», создателями которого стали Ф.М. Котляр и преподаватель МХК и литературы С.И. Волошина. В рамках этого цикла студенты имеют возможность познакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства, архитектуры, литературы и музыки. Все это способствует интеллектуальному и духовному развитию наших учащихся. Уровень преподавания смежных гуманитарных дисциплин настолько высок, что позволяет выпускникам поступать в престижные столичные вузы на факультеты искусствоведения, культурологии, философии, критики и т.п.
За годы своего существования Тольяттинское музыкальное училище подготовило 2061 молодого специалиста, всего состоялось 33 выпуска по шести специальностям. Около 500 выпускников продолжили свое образование в высших музыкальных учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани, Петрозаводска, Самары, Уфы, Новосибирска, Екатеринбурга; некоторые из них учились или еще учатся за рубежом в университетах Израиля, США, Германии.
Следует особо отметить, что 70 процентов музыкальных кадров города воспитаны Тольяттинским музыкальным училищем. В каждой школе, студии, а также в институте искусств работают наши выпускники, многие из которых уже зарекомендовали себя как высококвалифицированные и талантливые педагоги. Некоторые из них проявили себя в качестве руководителей и ныне возглавляют следующие учебные заведения: ДМШ №1 — В. Четвертаков, ДШИ №1 — В. Лапин, ДМХШ №1 — Т. Панкова, ДШИ №2 — М. Трофимова, ДШИ №3 — Н. Тесля, ТИИ — Е. Прасолов. Выпускники ТМУ составляют и основной костяк всех исполнительских коллективов города, среди которых — симфонический и джазовый оркестры филармонии, вокальный ансамбль «Каданс», ансамбль гитарной музыки «Резонанс», ансамбль народных инструментов «Эмма», дуэт «Шеннон» и другие. Наших бывших студентов можно встретить во многих городах России, а также в других странах (Испания, Израиль, Германия, США, Австрия, Франция, Швеция, Италия и даже Доминиканская республика). С исполнительским мастерством студентов и педагогов ТМУ смогли познакомиться слушатели Франции, Германии, Италии, Австрии, США, Туниса.
С гордостью хочется сказать об успешной сольной карьере Павла Кудинова, солиста Венской королевской оперы; Тамары Кливаденко, лауреата Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки (II премия); Константина Горшкова, работающего в оркестре О. Лундстрема; Дмитрия Смышляева, игравшего в оркестре под руководством маэстро В. Спивакова, а ныне работающего по контрактам в европейских странах; Михаила Давыдова, великолепного аранжировщика, сотрудничавшего с Л. Долиной; Татьяны Лариной, солистки Самарского оперного театра; Максима Федорова, аспиранта Российской академии музыки им. Гнесиных, победителя Международного музыкального фестиваля «Балтика-Гармоника». Поле трудовой деятельности наших выпускников достаточно обширно. На тольяттинском телевидении работают Ирина Орлова, Елена Кузнецова, Наталья Галисенкова, Иван Мартынов; в филармонии — Елена Семенова и Мария Сидлер; на журналистском поприще трудится Александр Пальгуев; в рекламном бизнесе делают первые шаги Анастасия Скиданова и Евгения Леонова; высоких результатов в проектной деятельности, в малоосвоенной еще области музыкального менеджмента добилась Лидия Семенова, директор Молодежного симфонического оркестра Поволжья; новым для нашего времени делом занимается Ольга Баутина, профессионально помогая благотворительной деятельности тольяттинского бизнесмена, мецената С. Ботова, создавшего частный культурно-просветительский центр «Персона».
Творческий вклад Тольяттинского музыкального училища в формирование и развитие системы музыкального образования и музыкальной культуры города необычайно высок:
— складывается новая социальная прослойка — музыкальная интеллигенция, которая активно участвует в культурной жизни города и влияет на духовную атмосферу Тольятти;
— во всех трех районах появилась достаточно развитая сеть музыкальных учебных заведений начального звена; музыкальные школы, школы искусств, хоровые школы, студии и кружки; во многих из них работают не просто педагоги со средним специальным образованием, но и имеющие диплом высшей музыкальной школы;
— замечательный творческий коллектив педагогов-единомышленников ТМУ возглавил учебно-методическую работу по формированию в городе школ исполнительского мастерства по разным специальностям, сумел заложить и развить лучшие традиции отечественной педагогики. Можно смело утверждать, что под руководством лучших педагогов училища в городе сложились исполнительские и педагогические школы мастерства: фортепианная и скрипичная, баянная и духовых инструментов, хорового дирижирования и теории музыки;
— базой городского филармонического оркестра стал симфонический оркестр ТМУ, который возглавил выпускник Московской консерватории А.П. Воронцов, а первым директором оркестра был А.Н. Леонтьев;
— оркестр русских народных инструментов ТМУ (руководитель и дирижер А.В. Шведов) является единственным в городе профессиональным коллективом в этом виде творчества;
— смешанный хор ТМУ (руководитель и дирижер О.А. Агибалова) — единственный не только в Тольятти, но и во всей Самарской области.
Познакомимся же более подробно с основными отделениями Тольяттинского музыкального училища.
Фортепианный отдел более двадцати лет возглавлял Е.В. Сорокин, выпускник Саратовской консерватории. А начинала эту работу Н.В. Ефимова (Николаева), приехавшая в Тольятти после Горьковской (ныне Нижегородской) консерватории, вместе с ней первых пианистов в ТМУ принимала Г.С. Пестова (Казанская консерватория). На первый курс ФПО было зачислено 22 учащихся, каждый педагог вел по 11 человек! Работая в ТМУ с первого дня, Нина Владимировна Ефимова прошла путь от молодого педагога до зрелого наставника целого поколения молодых пианистов. Еще будучи студенткой Куйбышевского музыкального училища, она приняла участие в I конкурсе молодых пианистов Поволжья им. Д.Б. Кабалевского, где заняла 3-е место. На заключительном концерте юная пианистка исполняла Третий концерт для фортепиано с оркестром Д.Б. Кабалевского, а дирижировал сам автор. В классе Н В. Ефимовой учились: Л. Мельницкая (ныне преподаватель ТМУ) Б. Изаксон (солист Иркутской филармонии), Е. Фалкон (преподаватель Нижегородской консерватории), Е. Прасолов (ректор ТИИ) и многие другие. В последующие годы педагогический состав фортепианного отделения интенсивно пополнялся. Из преподавателей ТМУ первых лет до настоящего времени работают Н.М. Павлова, Е.Ю. Ребрина, О.Н. Кузьмина, О.М. Пикулина, О.Н. Молва, Е.В. Сорокин, В.З. Аронова. Именно они заложили основы пианистической школы в городе, уделяя особое внимание профессиональным проблемам. Сейчас отдел включает 20 человек, среди которых есть и свои выпускники (Л.А. Перетрутова, Н.Е. Мамонтова. Т.В. Федорова). Учащиеся фортепианного отделения успешно выступают на различных творческих состязаниях: А. Семенов, А. Попов — вторые места на областном конкурсе молодых пианистов им. Л.А. Муравьевой; А. Попов — диплом регионального смотра-конкурса в Нижнем Новгороде; Н. Волкова — первая премия и Гран-при Международного конкурса им. Курта Швена в Берлине.
Первыми преподавателями отделения струнных инструментов были В.И. Марчук, Н.А. Рытов, В.И. Московский, О.П. Дикусарова и Л.А. Магерамова, которая единственная из начального педагогического состава связала свою жизнь и деятельность с ТМУ, многие годы возглавляя работу отделения. Ларису Асановну с полным правом можно считать основателем скрипичной школы в нашем городе. Ее выпускники успешно продолжают педагогическую деятельность: В.Т. Волкова (ДМШ №4), Л.П. Трофимова и О.В. Сетяева (лицей искусств). Она воспитала не одно поколение талантливых исполнителей, среди которых — Н. Рябухина, В. Люльев, Д. Кузнецов, С. Медведева, сестры А. и И. Ивановы, О. Смольянова, М. Рыбина и П. Назайкинская (обе сейчас продолжают обучение в училище при Московской консерватории). В последние годы Л.А. Магерамова принимает активное участие в работе МСО Поволжья. Из многочисленных творческих состязаний следует выделить фестиваль на Аляске и концерты в штате Мичиган (США), фестиваль «Виртуозы XXI века» в Санкт-Петербурге, участие студентов класса Л.А. Магерамовой в фестивальных концертах в г. Кольмар (Франция), проходящих под патронажем В. Спивакова. На I Всероссийском конкурсе молодых исполнителей на струнных инструментах в г.Вологде лауреатами второй и третьей премий стали О. Смольянова и А. Иванова.С приходом в ТМУ В.А. Барулиной получает новое развитие класс виолончели и контрабаса; некоторое время в училище под ее руководством существовал интересный ансамбль виолончелистов.
Преподаватели отделения струнных инструментов занимаются не только педагогической, но и концертной деятельностью, к которой активно привлекают учащихся своего отделения. На исполнительских отделениях существует специализация по классу камерного ансамбля. Регулярная практика ансамблевого музицирования позволяет нашим студентам добиваться успеха и в этом: на Всероссийском открытом фестивале-конкурсе в Сызрани первую премию получили С. Медведева (скрипка) и Е. Лялина (фортепиано), вторую премию — М. Свечников (флейта) и И. Тарасова (фортепиано); на конкурсе камерных ансамблей городов России в г.Волгограде первое место получил дуэт С. Медведевой и Е. Лялиной.
Воспитание музыканта предполагает всестороннее развитие музыкальных способностей, поэтому большое внимание уделяется дисциплинам теоретического плана, таким как музыкальная литература, гармония, сольфеджио и др. Преподают их педагоги-музыковеды с высшим образованием, или теоретики, как их называют в своей музыкальной среде. Через руки теоретиков проходят абсолютно все студенты музыкального училища, будь это пианист, скрипач, духовик, баянист или дирижер. Но наиболее интересная и глубокая работа идет с учащимися теоретического отдела.
С первого года существования Тольяттинского музыкального училища работает отделение теории музыки. Кузница теоретических кадров нашего города была приостановлена лишь на год, когда областной центр решил закрыть в 1987 году ОТМ в нашем училище. Но через год прием на отделение теории музыки вновь возобновился. Самая первая группа учащихся-теоретиков состояла из восьми человек. В последующие годы прием заметно увеличился, поскольку рост количества музыкальных школ в городе и области требовал подготовленных кадров.
В 1969 г. работу на ОТМ начинали три педагога: Е.П. Глухов, Г.И. Ватина и Л.И. Ляхова. В дальнейшем теоретический отдел разрастался, первые педагоги разъехались по разным городам, на смену им приехали молодые выпускники: Н.В. Романюк, Р.Г. Шегал, С.Ф. Федорова (все выпускники Ленинградской консерватории), А.Ф. Батухина, Н.С. Акинфиева (Петрозаводская консерватория), М.А. Спарбер (Ростовский институт искусств). Ныне работает уже второе поколение тольяттинских теоретиков, вернувшихся в родное училище после учебы в консерваториях Новосибирска Уфы, Саратова, Ленинграда (В. Беляева, Н. Классен, Н. Аблясова, И Миронцева). Сейчас на отделении работают 12 преподавателей. Воспитание теоретика предполагает не только глубокое знание музыкальных дисциплин, но и широкий кругозор, умение ориентироваться в смежных видах искусств. Поэтому наши выпускники поступают не только в высшие музыкальные заведения (среди которых — Российская академия музыки им. Гнесиных, консерватории Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары), но и, например, в Академию художеств им. Репина, Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, Самарский университет, другие вузы. Среди наших выпускников есть кандидаты искусствоведения: выпускницы Новосибирской консерватории О. Баутина (Полуэктова) и И. Наточеева (преподает в Саратовской консерватории); преподаватели ТИИ С. Дергачева (окончила Саратовскую консерваторию) и Е .Эйкерт (Уфимский институт искусств). В Тольятти в каждой музыкальной школе, школе искусств, в лицее, колледже, гимназиях, хоровых студиях работают выпускники отделения теории музыки. Многие из них возглавляют теоретические отделения в школах: И. Борисова (лицей искусств), Т. Тимофеева (ДМШ № 3), И. Логинова (ДМШ № 4), Л. Карпенская (ДМШ № 1 г. Жигулевска), Т. Чадина (Сызранское музыкальное училище), С. Яшнов (Кузнецкое музыкальное училище), Г. Золина и О. Левкович совмещают должности заведующих отделом и заведующих учебной и воспитательной частью. Н. Тесля является директором ДШИ № 3.
Студенты-теоретики постоянно участвуют в различных конкурсах. Среди последних наиболее значительными стали призовые места на I Всероссийской теоретической олимпиаде в г.Рязани под патронажем ведущих музыковедов России В.Н. и Ю.Н. Холоповых (С. Марусин — первое место, Н. Лукиянова — третье место): на XIX конкурсе им. Д Б. Кабалевского (председатель жюри музыковедов — А. Чайковский, композитор, музыковед, ректор Санкт-Петербургской консерватории) С. Марусин занял второе место.
Отдел духовых инструментов был открыт в 1973 году. Первыми педагогами отдела стали С.С. Морозов и М.А. Иванцов. Одним из первых заведующих отделом был С.Н. Бирюков (выпускник Саратовской консерватории), а с 1985 г. до сегодняшнего дня его возглавляет С.Ф. Демидов (Саратовская консерватория). В 1977 г. начинает свою деятельность духовой оркестр, которым в разные годы руководили С.Н. Бирюков, выпускники факультета военных дирижеров Московской консерватории А.П. Воронцов, Ю.В. Баженов, Р.А. Ибатулин, а сейчас во главе оркестра — В.В. Мурзов (выпускник Уфимского института искусств). За три десятилетия на отделении было подготовлено более 120 специалистов: преподаватели по классу флейты, гобоя, кларнета, трубы, валторны, тромбона, тубы, саксофона, руководители творческих коллективов и артисты оркестра. Большинство выпускников продолжают образование в высших учебных заведениях, среди которых можно назвать Московскую консерваторию, Российскую академию музыки им. Гнесиных, консерватории Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Астрахани, Уфимский институт искусств, Самарскую академию культуры и искусства. В нашем городе выпускники ОДИ составляют основу всех оркестровых коллективов: от духовых оркестров ТВВСКу, военной части 5-го ВСО, ДК ВАЗа до симфонического и джазового оркестров филармонии. Также они преподают во всех звеньях образовательной системы города: ДМШ — ТМУ — ТИИ. Специалисты, подготовленные нашим училищем, являются ведущими педагогами в разных городах: С. Чеботаренко и Т. Бражников — в ТИИ, Н. Яковлева — в Нижегородской консерватории.
Отдел духовых инструментов — инициатор многих интересных мероприятий в нашем городе. С 1983 г. в Тольятти организован специальный конкурс духовиков среди учащихся ДМШ, который с 1995 г. становится открытым зональным конкурсом «Фанфары Тольятти». Учащиеся духового отдела постоянно принимают участие в различных исполнительских конкурсах и регулярно становятся лауреатами областных, зональных, региональных и всероссийских состязаний. Так, на II зональном смотре-конкурсе исполнителей на духовых инструментах в г. Владимире диплом лауреата и первую премию получил В. Белянин (тромбон); на региональном конкурсе «Тольятти — Мистер Саксофон» дипломом первой степени награжден М. Шарипов, второй степени — Е. Калинина.
Среди четырех открытых отделений молодого музыкального училища в 1969 г. было и отделение народных инструментов, включавшее класс баяна и домры. Среди первых педагогов ОНИ были В.Н. Беликов, В.П. Егорова, Ю.И. Чуркин. Большой вклад в формирование к становление отдела внес В. Н. Беликов, возглавлявший его работу на протяжении 17 лет. Позже эту должность занял Ю.В. Рыськов, а сейчас отделом руководит один из опытнейших преподавателей ТМУ А.И. Романюк.
О Ю.В. Рыськове хочется сказать отдельно. Почти двадцать лет (с 1986 по 2005 г.) Юрий Васильевич, выпускник Самарского музыкального училища и Саратовской консерватории, был заведующим народным отделением. Великолепный музыкант, обладающий глубокой интуицией и безупречным художественным вкусом, он стал основоположником баянной школы Тольятти. Десятки учеников благодарны ему за преданность выбранному делу, за высокий профессионализм и неугасимую жажду творчества. В каждом из своих подопечных Юрий Васильевич стремился раскрыть заложенный природой творческий потенциал, воспитать личность. Его ученики постоянно ощущали поддержку педагога в трудных ситуациях, будь то сложности учебного процесса или проблемы житейского характера. Искренность и готовность к общению, тонкое чувство юмора, умение выслушать собеседника ценили в нем не только студенты, но и коллеги, друзья. Невосполнимой утратой для всех, кто знал Юрия Васильевича, стал его скоропостижный уход из жизни.
В 1973 году, когда в училище были представители уже всех четырех курсов народного отделения, оказалось возможным начать работу оркестра русских народных инструментов. Первый концерт молодого коллектива состоялся в мае 1973 г. в ДК «50 лет Октября» (ныне театр «Колесо»). По воспоминаниям участников этого события, музыканты с инструментами пешком добирались до своей первой концертной площадки. Руководителей и дирижером оркестра была В.П. Егорова, на ее долю пришелся самый трудный этап — формирование коллектива и организация работы. Позже оркестром руководили Н.Ф. Абрамов и А.В. Шведов, который и поныне занимает этот пост. А.В. Шведов, выпускник Тольяттинского музыкального училища и Челябинского института культуры, окончивший ассистентуру-стажировку в Российской академии им. Гнесиных, посвятил работе с оркестром более 25 лет. В 70-е и 80-е годы оркестр русских народных инструментов Тольяттинского музыкального училища давал множество самостоятельных концертов, выступал в рамках мероприятий «Клуба любителей народных инструментов». Это была городская организация, которая объединяла как профессионалов, так и любителей народной музыки и народных инструментов. Основание клуба в 1981 г. проходило при поддержке городского отдела культуры (руководитель Э.С. Приз). Базой клуба стало музыкальное училище, а активными участниками — оркестр русских народных инструментов ТМУ, народный хор «Жигули», преподаватели училища (В.Н. Беликов, В.А. Кузьмин), музыкальных школ (А.С. Михайлов, Ю.А. Тонких, А.А. Батаева, СВ. Селянова), студенты и школьники. За десять лет существования клуба была проделана огромная работа: дано около 100 концертов на самых различных концертных площадках Тольятти, Самары, Сызрани и Жигулевска, прочитаны десятки лекций, систематически действовал абонемент в школах № 9 и № 63. Так оркестр музыкального училища приобретал необходимый опыт концертной деятельности, а город получал возможность познакомиться с его разнообразным музыкальным репертуаром, насчитывающим более 500 произведений за тридцатилетнюю историю существования коллектива. Это и обработки русских народных песен, и классические партитуры, а также сочинения современных авторов (фантазия на темы Рябинина и увертюра к балету «Египетские ночи» А. Аренского, «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, финал Второго концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского, «Кикимора» А. Лядова, концертные вариации для балалайки с оркестром Н. Будашкина, «Время, вперед!» Г. Свиридова, II часть 7-й симфонии Д. Шостаковича). Следует отметить, что большая часть партитур сделана художественным руководителем оркестра А.В. Шведовым. Оркестр русских народных инструментов постоянно сотрудничает с различными солистами, прежде всего с коллегами, преподавателями музыкального училища. Это Ю. Рыськов, В. Курапов, А. Липунцов, В. Кузьмин, О. Кузьмина, В. Дубенко, П. Мартимьянова, Р. Казакова, М. Шилова, С. Ширыбыров. Также с оркестром выступали А. Цыганков – обладатель звания «Золотая домра мира» (на 30-летие Тольяттинского музыкального училища в 1999 г.) и Ш. Амиров (балалайка) — заслуженный артист РФ, ректор Уральской консерватории (2001 г.). Оркестр успешно участвует в областных (Самара) и зональных (Саратов) конкурсах народных оркестров. За три с половиной десятилетия отделением народных инструментов подготовлено около пятисот музыкантов и преподавателей по классам баяна, аккордеона, домры, балалайки, гитары; концертмейстеров аккомпаниаторов; руководителей самодеятельных и учебных творческих коллективов.
Учащиеся ОНИ пробуют себя на различных конкурсах в качестве солистов, ансамблистов, участников оркестра и дирижеров. Яркие победы: на I Российском смотре-конкурсе учащихся ссузов ОНИ в г.Астрахани дипломы второй степени завоевали М. Федоров (баян), В. Ковтун (гитара); на III открытом Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах им. Д.Г. Шаталова в г.Самаре первое место занял М. Федоров, третье — В. Ковтун; на межрегиональном конкурсе «Сурская осень» в г. Пензе диплом за второе место получил С. Гаранин (балалайка).
Первыми педагогами-хормейстерами были: Г.М. Сандлер (Сорокина), выпускница Новосибирской консерватории, Т.С. Рытова, выпускница Горьковской консерватории. Чуть позже к работе приступили: Н. П. Грибанова (Минский пединститут), С. Е. Таращенко (Новосибирская консерватория), Ю.Н. Зимовец (Одесская консерватория). Позднее к ним присоединились Н.В.Сапрыкина (Саратовская консерватория), Р.Н. Тарасова (Куйбышевский институт культуры), В.И. Дубенко (ГМПИ им. Гнесиных), О.А. Агибалова (Уфимский институт искусств), Л.П. Чурилова (Челябинск), П.М. Мартимьянова (Куйбышевский институт культуры). Первый набор студентов на дирижерско-хоровое отделение был сделан в 1973 году. На первый курс зачислили двенадцать человек, затем эта цифра увеличилась до 18, но впоследствии число 12 стало доминирующим. В настоящее время на дирижерско-хоровом отделении работают шесть преподавателей — неутомимых тружеников вокально-хорового искусства. Это О.А. Агибалова (зав. отделом), С. Е. Таращенко, Н.П. Грибанова, П.М. Мартимьянова, Н.В. Степина и С.Н. Денюшина.
Слова особой признательности и бесконечной благодарности следует сказать Валентине Ивановне Дубенко, проработавшей на отделе более 20 лет и воспитавшей не одно поколение хоровиков. Валентина Дубенко в 1968 году с отличием окончила Куйбышевское музыкальное училище и поступила в ГМПИ им. Гнесиных в класс Л.М. Андреевой. Ее учителями в то время были выдающиеся деятели хорового искусства А.А. Юрлов, И.Г. Лицвенко, В.Н. Минин, B.C. Попов, B.C. Локтев, С. Д. Гусев. Во время учебы с группой студентов Валентина Ивановна была направлена в поощрительную поездку в Венгрию, в международный музыкальный лагерь г.Печь, целью которой было изучение детского музыкального воспитания Венгрии по системе 3. Кодая. По возвращении в Москву В.И. Дубенко работала в музыкальной школе им. И. Дунаевского именно по этой системе. После окончания института с отличием в 1972 году она была направлена в Борисоглебское музыкальное училище Воронежской области, где вела хоровой класс, дирижирование, сольфеджио и другие предметы. Среди выпускников того времени — О. Данилова (О. Агибалова, сейчас заведующая дирижерско-хоровым отделением ТМУ), М. Гринько (сейчас зав. дирижерско-хоровым отделением Борисоглебского музыкального училища), С. Серебренников (сейчас декан музыкально-педагогического факультета Вологодского педагогического университета) и другие. С 1976 года В.И. Дубенко начала преподавать в Тольяттинском музыкальном училище. Вела курс сольфеджио, а также методику его преподавания. Многие годы посвятила обучению детей музыке, особенно в подготовительных классах, используя систему венгерского музыканта. Долгое время (почти 20 лет) она вела женский хор дирижерско-хорового отделения (с 1977 по 1996 г.). Несомненная заслуга Валентины Ивановны в том, что, обладая прекрасными вокальными данными, она сумела привить любовь к сольному и хоровому пению студентам, профессионально наладить вокальную работу в хоре. В течение многих лет В.И. Дубенко давала сольные концерты и пела с хором. Валентина Ивановна — замечательный педагог, проявивший себя с равной степенью одаренности как в хормейстерской деятельности, включая работу с детьми, так и в преподавании вокала. Ее имя по праву занесено в Книгу почета работников культуры и искусства за активное участие в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения г. Тольятти.
Основным достижением работы отделения, конечно же, являются выпускники, закончившие или продолжающие свое обучение в высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Уфы, Воронежа, Самары, Тольятти. Многие из них сохранили тесную связь со своим «вторым домом», и на протяжении многих лет приходят сюда снова и снова, чтобы ощутить ту необыкновенную атмосферу, которая существует только здесь. Большая часть выпускников непосредственно занимаются хоровым делом в детских учреждениях культуры не только Тольятти и Самары, но и других городов страны. Работая с детскими хоровыми коллективами, такие хормейстеры, как Е. Забелина, Е. Ефимова, Ю. Гусева, Т. Богатырева, показывают замечательные результаты и демонстрируют свой профессионализм как на городских, областных хоровых конкурсах, так и за пределами губернии. Детский хор «Камертон» под руководством выпускницы ТМУ Т. Зильперт завоевал «Золотые дипломы» на Международном конкурсе им. Ф. Мендельсона-Бартольди в г.Даутфеталь (Германия) и на Всемирной олимпиаде в г. Линц (Австрия). Выпускники ДХО работали и продолжают трудиться в творческих коллективах прошлых лет (камерный хор «Каприччио») и существующих сегодня (ансамбль «Каданс», камерный хор «Хорал»). В ТИИ на кафедре специального вокала работают Ю. Кочева и Г. Шамсутдинова.
Прослеживая историю создания хоровых коллективов в Тольяттинском музыкальном училище, надо упомянуть о том, что первоначально был создан большой общеучилищный хор, где пели студенты всех отделений и курсов (руководитель В. Беликов). И только в 1974 году, после открытия дирижерско-хорового отделения и отделения духовых инструментов, начали свое существование смешанный (руководитель Ю.Н. Зимовец) и женский хоры (руководители Т.С. Рытова, В.И. Дубенко, в настоящее время — Н.В. Степина). С 1984 года бессменным руководителем смешанного хора стала О.А. Агибалова, вложившая огромный труд, силы и терпение в этот коллектив.
Полноценное существование исполнительского отделения нельзя представить без такой фигуры, как концертмейстер. Труд этих музыкантов часто невидим, остается в тени солистов и коллективов, но именно они занимаются кропотливой черновой работой, без которой невозможно успешное концертное выступление, будь то государственный экзамен, или исполнительский конкурс. Как же можно представить выступление смешанного или женского хоров, концерты учащихся духовного отделения без помощи Л.И. Агафоновой? Надежность, уверенность и высокое качество — отличительные черты С.В. Гимадеевой, которая помогала нашим струнникам и духовникам в победах на конкурсах. Постоянный концмертмейстер двух оркестров, народного и камерного, — М.В. Козлова. Надежными партнерами вокалистов уже долгие годы выступают О.М. Пикулина и М.В. Шустова.
Так складываются трудовые будни Тольяттинского музыкального училища. Но ведь есть и праздники. Наш коллектив живет не только учебным процессом и профессиональными проблемами, и в этом большая заслуга профсоюзного комитета, которым уже много лет руководит С.И. Волошина.
Перечень наших достижений можно продолжить, однако с годами копились и проблемы. Многие из них имеют уровень всероссийского масштаба, например, беспредельно низкий уровень заработной платы. Ставка специалиста, имеющего самый высокий разряд, прошедшего начальное обучение в музыкальной школе (7 лет), а затем уже профессиональное — в музыкальном училище (4 года) и в консерватории (5 лет), даже с учетом последнего сентябрьского повышения не дотягивает до прожиточного минимума. Нонсенс такого положения дел очевиден для всех, однако кардинальных изменений ситуации не происходит. Серьезно стоит вопрос и о замене материально-технического оборудования учебного заведения. У нас эта проблема частично решается благодаря поддержке спонсоров. Так, «ФИА-Банк» подарил В. Ковтуну гитару, женский клуб «Созвездие» презентовал концертный баян нынешнему аспиранту Российской академии им. Гнесиных М. Федорову, В. Спиваков передал в дар студенткам ТМУ скрипки. Но, к сожалению, это лишь капля в море. Отсутствие планового финансирования этой статьи расходов, как на федеральном, так и на региональном уровне, отнюдь не способствует радужным перспективам, и поэтому давняя мечта наших педагогов и студентов о новом концертном рояле пока остается мечтой.
Но, к счастью, качество образования определяется не только и не столько материально-техническими параметрами. Хочется вспомнить до сих пор актуальный лозунг советских времен: «Кадры решают все!». Так вот, педагогические кадры Тольяттинского музыкального училища уникальны. Высокий профессионализм, огромный методический опыт, неисчерпаемый творческий потенциал педагогического коллектива позволяют училищу и в наше непростое время оставаться востребованным. Бережно сохраняя традиции, ТМУ продолжает развиваться. Об этом говорят новые методические разработки и авторские программы по музыкально-теоретическим дисциплинам, отмеченные дипломами и сертификатами регионального конкурса «Учитель года», успешные выступления наших студентов на конкурсах и олимпиадах регионального, общероссийского и международного уровня. Сегодня наши учащиеся наряду с привычными уже для профессионального музыканта предметами имеют возможность познакомиться и с новыми, эксклюзивными: «Музыкальная критика» — автор программы В.Н. Беляева, причем практические навыки музыкального критика нарабатываются в общеучилищной газете «Nota bene»; «Музыкальная риторика» — автор программы А.К. Лукьянчикова; «Музыкальная информатика» с практическими занятиями в компьютерном классе — автор программы М.А. Спарбер; «Музыкальное содержание» — автор программы Н.В. Аблясова; «Музыкальная география», неотъемлемой частью которой являются увлекательные аудио- и видеоматериалы. Преподавателями и студентами ТМУ записано несколько компакт-дисков: сольный диск Л.А. Магерамовой, два диска ансамбля русских народных инструментов «Эмма», диск женского хора «Вдохновение» и другие.
Своеобразной приметой, свидетельствующей об адаптации ТМУ к современным условиям существования, может служить успешное участие наших педагогов и студентов в конкурсах грантов. Так в 2003-2004 г. Благотворительный фонд Тольятти выделил грант на осуществление проекта «Городской интеллектуально-художественный фестиваль-клуб «Путь к мастерству» (организаторы В.Н. Беляева, Н.Д. Классен), в рамках которого было подготовлено и проведено 16 концертов в залах ТМУ, музыкально-просветительского центра «Персона», большом зале Тольяттинского государственного университета, в детских музыкальных школах. Проект имел не только музыкально-художественный, но и особенно важный сегодня социальный аспект, и поэтому были организованы два выездных концерта в колонию для несовершеннолетних воспитанников (г. Жигулевск). Конкурс мини-грантов на издание газеты ТМУ выиграли студентки отделения теории музыки А. Скиданова п Е. Леонова. Другая студенческая инициатива -«Электронная библиотека музыканта «Акколада» (руководитель — студент струнного отделения В. Радьков) получила грантовую поддержку департамента культуры мэрии г. Тольятти (2004-2005 г.), что позволило буквально спасти бесценный фонд музыкальной классики, дать ему вторую жизнь. Оба проекта осуществлялись при поддержке и сотрудничестве со многими неравнодушными к искусству и творчеству людьми, среди которых и Л.В. Семенова, выпускница ТМУ, ныне возглавляющая некоммерческое партнерство «Молодежный симфонический оркестр Поволжья», и О.В. Баутина, также выпускница ТМУ, кандидат искусствоведения, музыкальный руководитель музыкально-просветительского центра «Персона».
Если продолжить мысль о проблемах общероссийского масштаба, то грядущий демографический кризис коснется и профессиональных учебных заведений. Вопрос набора будущих музыкантов имеет под собой конкретное основание — с учетом невысокого рейтинга профессии педагога, музыканта количество студентов с каждым годом отнюдь не увеличивается. Определенный оптимизм в решении этой проблемы внушает факт открытия в Автозаводском районе филиала Тольяттинского музыкального училища, в котором дети учатся с 1-го по 11-й класс, получая, таким образом, полное среднее образование, как общее, так и специальное музыкальное. Так что схема поэтапного музыкального образования (школа — училище) остается действующей, обеспечивая тем самым необходимую непрерывность и преемственность учебного процесса.
Говоря о проблемах сегодняшнего времени относительно профессии музыканта-педагога, наверное, не стоит лукавить и пытаться представлять все в «розовом» свете. Живется нам непросто. Престижность нашей профессии никогда не догонит по рейтингу бухгалтера или юриста. А надо ли? Пусть каждый из нас занимается своим делом, честно и профессионально, и тогда, быть может, труд педагога будет оценен по достоинству. Очевидно, что прогресс человечества невозможен без духовного развития, а значит, поле деятельности для музыканта и педагога будет всегда.

Авторы: Виктория Беляева и Наталья Классен, выпускницы и преподаватели Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К. Щедрина, 2004 год. 

Текст опубликован в сборнике «К  юбилею художественного образования в Тольятти»/Департамент культуры мэрии г.о. Тольятти, 2004 г.