Юбилей ученого-музыковеда В.Н. Холоповой

14 декабря выдающемуся ученому-музыковеду современности, профессору Московской государственной консерватории  Валентине Николаевне Холоповой исполнилось 80 лет. 

Валентина Николаевна сотрудничает с колледжем, несколько раз бывала в учебном заведении, выступала с лекциями и мастер-классами.

КОЛЛЕКТИВ КОЛЛЕДЖА СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕТ ВАЛЕНТИНУ НИКОЛАЕВНУ С ЮБИЛЕЕМ!

 

Холпова

Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель науки и образования, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой Междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, лауреат премии Правительства Российской Федерации и премий Министерства высшего и среднего образования СССР имени Белы Бартока и имени Б.В. Асафьева, академик Российской академии естествознания

Родилась 14 декабря 1935 года в городе Рязань. Отец – Холопов Николай Николаевич (1901–1974). Мать – Холопова Зинаида Фёдоровна (1911–2002).
Валентина Николаевна – выдающийся ученый, музыковед-теоретик, великолепный музыкальный критик, просветитель, активно развивающий и приумножающей великие традиции русской музыкальной культуры, – родилась отнюдь не в семье профессиональных музыкантов. Правда, родители ее были одаренными любителями музыки, обладавшими к тому же абсолютным слухом. И отец, и мать пели в городском хоре, а также в церковных хорах. Подраставшие трое детей Холоповых часто бывали на спевках и невольно запоминали традиционный хоровой репертуар. Сами же родители страстно желали, чтобы их дети стали музыкантами, потому, несмотря на трудности военного и послевоенного времени, настойчиво обучали их в музыкальной школе Рязани. Двое из них, Валентина и ее старший брат Юрий, оправдали их надежды: музыка будет определять всю их последующую жизнь. Юрий Николаевич Холопов, ушедший из жизни в 2003 году, был видным российским музыковедом, доктором наук, профессором Московской консерватории имени П.И. Чайковского.
В 1950 году Валентина окончила семилетнюю общеобразовательную школу и одновременно музыкальную школу-семилетку по классу фортепиано. Педагоги общеобразовательной школы отмечали у девочки аналитический склад ума и рекомендовали ей стать математиком. Однако ее выбором было Рязанское музыкальное училище, она поступила на теоретическое отделение. Абсолютный слух, умение слышать многоголосие стали основанием для освобождения Валентины от занятий по сольфеджио. Правда, была и другая причина такого послабления: в училище не хватало педагогов-теоретиков. Ее желание учиться и упорство были столь велики, что она даже прошла самостоятельно курс гармонии: сама себе давала задания, сама же контролировала их выполнение. Курс освоила за год, после чего решила упражняться в фугах Баха: один голос петь, остальные играть. И постоянно учила наизусть музыку: выучила все 32 сонаты для фортепиано и все 9 симфоний Л. ван Бетховена, все 6 симфоний П.И. Чайковского, сонаты В.А. Моцарта, доступные пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, С.В. Рахманинова, Э. Грига и других композиторов, что очень пригодится ей как будущему ученому-музыковеду. Точно так же самостоятельно – у родителей не было денег на репетиторов – готовилась к поступлению в вуз, естественно, музыкальный. Одновременно вела в 1952–1954 годах в своем училище преподавательскую деятельность. В 1954 году Валентина в числе первых была принята в Московскую государственную консерваторию имени
П.И. Чайковского, на теоретико-композиторский факультет.
В Москве перед одержимой музыкой девушкой из провинции открылись невиданные горизонты: концерты, выставки, научно-студенческое общество, где слушали и разбирали совершенно неведомую для нее современную музыку, встречи с интересными людьми. Она старается не пропускать ни одного концерта в Большом и Малом залах консерватории. А первое что сделала усердная студентка, став Сталинской стипендиаткой, – купила на деньги этой почётной стипендии партитуру 8-й симфонии Д.Д. Шостаковича. Главным из учебных курсов для нее стал «Анализ музыкальных произведений» у В.А. Цуккермана. Спустя годы он окажется определяющим в ее педагогической специализации. Огромный интерес студентка Холопова испытывала к современной музыке, достаточно сказать, что до приезда в Москву она не знала даже К. Дебюсси и М. Равеля. Ее интерес к А. Шёнбергу, А. Веберну, И.Ф. Стравинскому, П. Хиндемиту вызвал такое беспокойство партийных ретроградов консерватории, что уже с 1-го курса с ней повели борьбу, продолжавшуюся затем не одно десятилетие против ученого-музыковеда Холоповой. На 4-м курсе консерватории она возглавила вместе со студентом А.Г. Шнитке научно-студенческое общество факультета, став в очередной раз мишенью для обструкции со стороны руководства вуза: ему не нравилось, что студенты стали настойчиво слушать и изучать новейшую музыку. Позднее, став ученым-музыковедом, Н.В. Холопова посвятит почти всю свою научную деятельность изучению творчества запрещавшихся в советское время авторов: Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Берга,
А. Веберна, А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулиной.
Для своей дипломной работы Валентина Холопова хотела взять непременно музыку Д.Д. Шостаковича, но разрешили только «революционную» 11-ю симфонию «1905 год». Написала ее под руководством Л.А. Мазеля, в то время наиболее авторитетного ученого-музыковеда. В 1959 году на защите дипломной работы председательствовал сам Д.Д. Шостакович. Великий композитор остался очень доволен её знаниями современной музыки и буквально спас выпускницу, не дав «срезать» на экзамене по марксизму. В том же году Валентину Холопову, получившую диплом с отличием по специальности «теория музыки», рекомендуют в аспирантуру. Она поступила в нее, и снова в класс Л.А. Мазеля, у которого занималась до 1962 года. Одновременно она начала свою педагогическую деятельность: устроилась в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, где преподавала до 1984 года теоретические предметы, в том числе свою любимую дисциплину «Анализ музыкальных произведений».
Для своей диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Валентина Холопова выбрала тему «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века». Это была проблема, которую в то время фактически никто не разрабатывал. Аспирантке пришлось испытать весь дискомфорт первопроходца: недоумение и осуждение окружающих, а также трудности научного характера. В Московской государственной консерватории кафедра теории музыки тему не утвердила, аргументировав это тем, что, мол, в работе рассматривается творчество слишком многих композиторов. Ей рекомендуют взять одного из них, навязывают тему «Ритмика Д. Шостаковича». Холопова разрабатывает тему, но чувствует ее научную «бездыханность», понимает, что решить частную проблему невозможно, не имея выработанной общей теории ритмики ХХ века. Поэтому с 1962 года, по истечении срока учебы в аспирантуре, она продолжает работать над темой в своей собственной концепции.
Этот период был для Валентины Холоповой временем настоящей творческой лихорадки. В 9 утра она приходила в Ленинку, так тогда называли Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека) ее завсегдатаи, работала до 22 часов и с нетерпением ждала следующего утра, чтобы в 9 снова быть там. Это было временем и ее страшной бытовой неустроенности. Она преподает в Горьковской консерватории (ныне – Нижегородская консерватория), куда получила распределение после окончания аспирантуры и куда в 1962–1963 годах еженедельно ездила из Москвы. Чтобы решить свой жилищный вопрос, она устраивается преподавателем в две музыкальные школы в Московской области: в Подлипках и Загорске. Работает в 5 местах в 4 городах, поэтому постоянно в разъездах. Научную статью «О системе мелодических приемов завершения формы у Стравинского» пишет в ожидании электрички на подоконнике вокзала городка Болшево. Но для молодого ученого главным были не условия работы, а сам факт научной мысли. А научную мысль подгоняла также известная толика самолюбия: ей уже 30, а она не добилась ничего серьезного. Летом 1965 года Валентина Холопова во время каникул на всех своих пяти работах и менее чем за два месяца пишет диссертацию в том виде, в каком хотела ее видеть. Отдала на прочтение своему научному руководителю Л.А. Мазелю. Тот был поражен уровнем работы, сказав, что «это – настоящая докторская». Защита диссертации состоялась только в 1968 году. От предложения защищать ее как работу на соискание ученой степени доктора искусствоведения отказалась, филантропически рассудив, что будет лишена стимула для разработки более сложных проблем музыковедения. В 1971 году диссертация была опубликована в виде книги, а в 1975 году, после перевода на венгерский язык, удостоена в Венгрии премии имени Белы Бартока.
Следующим научным трудом В.Н. Холоповой, ставшим делом всей ее жизни, была книга о Веберне. В СССР это был полностью запрещенный венский композитор-новатор. Книгу писала совместно с братом Ю.Н. Холоповым шесть лет, не было никаких надежд на ее издание. Первая из двух книг была издана только через 15 лет после ее завершения. Затем органическим центром притяжения ее интересов стало творчество С.А. Губайдулиной. Она учились с ней в консерватории на одном курсе, следила за ее творчеством, они всегда были подругами. Обдумывать книгу о ней начала после подготовки труда о творчестве А.Г. Шнитке. Поменяла даже квартиру, чтобы жить в районе, где проживала София Асгатовна.
Но область научных исследований В.Н. Холоповой не ограничивается лишь современными авторами, она весьма обширна – от средневековой монодии и знаменного распева до нынешних дней. Ее музыкально-теоретические изыскания пронизаны историзмом, способностью увидеть и почувствовать музыкальное явление в контексте определенной культурной традиции. И еще одна грань таланта Валентины Николаевны как ученого: умение легко сочинять нужные музыкальные теории, перекладывая слышимое в рациональные понятия. Для нее музыка не бездумно заученный урок с опорой на распространенное мнение, а собственные впечатления, позволяющие тонко анализировать подмеченные ею свойства. Валентину Холопову нельзя считать кабинетным ученым: ее энциклопедические знания получены не только из книг, но и в результате активного участия в музыкальной жизни и живых контактов с выдающимися музыкантами-современниками. От профессионального взгляда В.Н. Холоповой не ускользает ни один из фестивалей, ни одна из премьер в Москве. Ее можно было видеть и в таких концертах, на каких не бывают ни композиторы, ни исполнители, ни музыковеды.
В начале 1990-х годов В.Н. Холопова переходит от исследования технологической стороны музыкального произведения к разработке более широких научных проблем, происходит серьезный перелом в ее научной и педагогической деятельности. В 1990–1991 годах она выпускает книгу «Музыка как вид искусства», в которой рассматривает музыку в свете новых наук ХХ века, в частности семиотики, психологии, аксиологии, строит свою систему музыкального содержания. А позднее ее научный интерес обратился также к творчеству музыкантов-исполнителей (В. Спиваков, А. Любимов), чем теоретики музыки не занимались никогда.
В.Н. Холопова – представитель поколения «шестидесятников» ХХ века – людей, сумевших изменить профиль русской культуры, осознать по-новому многие процессы в музыке. Она – часть того же сгустка русской культуры, что и А.Г. Шнитке, Э.В. Денисов, С.А. Губайдулина, Р.К. Щедрин, Ю.Н. Холопов, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, С.С. Аверинцев, А.В. Михайлов. Ее публикации о музыке ХХ века, жанрах, формах, структурах и типах развития оказали непосредственное влияние на звуковую картину русской музыки второй половины XX века. А ее монографии о А.Г. Шнитке, С.А. Губайдулиной, Р.К. Щедрине стали классикой музыкознания, первыми «аутотентичными» исследованиями творчества этих композиторов и одновременно – основных процессов в русской музыке после Д.Д. Шостаковича. Книги-портреты о композиторах, написанные научным языком, обладают в то же время определенным эмоциональным строем, что делает их одинаково интересными и для профессионалов, и для любителей музыки.
В.Н. Холопова – один из ведущих специалистов в области музыкальной культуры
ХХ века. Ее имя занимает достойное место среди отечественных и зарубежных корифеев науки и связано с выдвижением самых смелых идей. Она – блестящий классификатор, мастер точных и емких определений различных научных понятий, обладающий широчайшей эрудицией, центр притяжения мыслящих музыкантов. Ее перу принадлежат 25 книг и более 360 научных статей. Ее первая статья – «Вечер мексиканского балета» – появилась в 1957 году («Советская музыка». № 10), В числе первых работ – также заказная критическая рецензия («Советская музыка». 1960. № 9) на книгу Л.М. Кершнер «Народно-песенные истоки мелодики Баха».
А первая книга – «Фортепианные сонаты С.С. Прокофьева», написанная в 1961 году в соавторстве с братом Ю.Н. Холоповым. Среди наиболее известных трудов В.Н. Холоповой – книга «Вопросы ритма в творчестве композиторов ХХ века» (1971 г., в 1975 г. переведена на венг. язык), в 1981 году удостоена премии имени
Б. Бартока (Венгрия); «Русская музыкальная ритмика (1983 г.), в 1980 году удостоена премии Министерства высшего образования СССР; «Антон Веберн» (1984, книга первая, в соавторстве с Ю.Н. Холоповым, в 1989 г. переведена на немецкий, а в 1990 г. – на итальянский языки); «Альфред Шнитке» (1990, совместно с Е.И. Чигарёвой); «Музыка как вид искусства» (1990–1991, 1994, 2000, 2002); монографическое исследование «София Губайдулина» (1996, с интервью Э. Рестаньо, в 1991 г. вышла на итальянском языке, 2011), «Музыка Веберна» (1999 г., книга вторая, в соавторстве с Ю.Н. Холоповым). Книги о Веберне представляют собой фундаментальный труд, не имеющий аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном музыкознании. В них исследуются проблемы эстетики, философии, музыкального языка и композиции классика австрийской музыки ХХ века. Далее следуют учебное пособие для вузов искусства и культуры «Формы музыкальных произведений» (1999, 2001, 2006) – единственный в России учебник, охватывающий в одном томе музыкальные формы от эпохи Средневековья до конца ХХ века; «Путь по центру. Композитор Родион Щедрин» (2000 г., в 2002 г. переведена на немецкий язык); «Теория музыки» (2002); «Специальное и неспециальное музыкальное содержание» (2002); «Область бессознательного в восприятии музыкального содержания» (2002); биографическая книга «Композитор Альфред Шнитке» (2003, 2008, 2011), ставшая событием в музыкальном мире; «Владимир Спиваков» (2004); методическое пособие «Музыкальное содержание» (2005, совместно с Н.В. Бойцовой, Е.М. Акишиной); «Неоевропоцентризм: музыкальная культура на рубеже тысячелетий» (2006, совместно с А. Канарисом, Е.Ю. Марковой, С. Таранец); «Ad musicum. К 75-летию Ю.Н. Холопова. Статьи и воспоминания» (2008), «Алексей Любимов» (2009), «Музыкальные эмоции» (2010, 2012), «Но и мелодия — любовь. Владимир Спиваков» (2010). Все работы В.Н. Холоповой – от монументальных книг до лаконичных заметок – наполнены музыкальностью, отмечены тонким и острым слухом, строгим и смелым вкусом, пониманием и ощущением самой новой музыки, всей музыкальной культуры в ее эволюции. Они привлекают вдумчивым, философским подходом автора к теме, умением понимать дух времени и откликаться на его призывы. Благодаря оригинальным аналитическим методам ей удается раскрывать тайны музыкальных сочинений ХХ века, оказывать влияние на профессиональный рост композиторов, помогать им совершенствовать композиторскую технику.

За плечами В.Н. Холоповой – более полувека педагогической деятельности. В 1960 году, тогда еще аспирантка, она стала ассистентом в Московской консерватории, а в 1962 года была в этом ведущем музыкальном учреждении страны уже самостоятельным педагогом, вела свой излюбленный предмет «Анализ музыкальных произведений». По отзывам ее учеников, нынешних выдающихся музыкантов, молодая, скромная учительница по анализу форм не позволила себе затеряться среди великих мастеров и педагогов, работавших в консерватории, таких, как Г.Г. Нейгауз, Д.Ф. Ойстрах, Ю.И. Янкелевич, Я.И. Зак, Я.В. Флиер, Л. Оборин.

Её лекции были содержательными, глубокими, необыкновенно интересными, даже самый сложный музыкальный материал она преподносила в интересной и доступной форме.

Педагогическую и научную деятельность В.Н. Холоповой приходилось вести в условиях крайне враждебной для нее моральной атмосферы на кафедре теории музыки в консерватории, где большая и всесильная группировка партийных консерваторов делала все возможное, чтобы осудить ее новации, дискредитировать как педагога и человека и даже изгнать из вуза. В борьбе с интриганами она в конечном счете вышла победителем, в том числе и благодаря ректору консерватории М.А. Овчинникову, поддержавшему ее. В 1991 году по инициативе В.Н. Холоповой в структуре консерватории, остававшейся незыблемой многие десятилетия, было создано принципиально новое подразделение: кафедра Междисциплинарных специализаций музыковедов, которую она возглавляет до сих пор. Валентина Николаевна разработала для российского музыкознания два новых научных направления – теорию и историю музыкальной ритмики, а также теорию музыкального содержания. На новой кафедре она ввела уникальный учебный курс «Музыка как вид искусства», не имеющий аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном музыкознании. Преподает его сама с 1991 года. Сформировала также для всех уровней музыкального образования целый блок новых предметов, таких как «Теория музыкального содержания», «Музыкальное содержание», «Содержание музыкальных произведений», «Музыка как вид искусства». 17 мая 1999 года Министерство культуры РФ своим письмом рекомендовало ввести данный цикл предметов на всех уровнях музыкального образования в России. Валентина Николаевна была назначена куратором этой инновационной программы. В краткие сроки под ее руководством подготовку по новым предметам прошли десятки педагогов-музыкантов из разных уголков России – от преподавателей Московской консерватории до учителей музыкальных школ Сибири, Дальнего Востока, Карелии, Коми. По инициативе В.Н. Холоповой были открыты также актуальные курсы «Менеджмент в музыкальном искусстве», «Информатика», «Английская музыкальная терминология», «История и теория музыкальной импровизации», «История балета». В.Н. Холопова неоднократно приглашалась для работы в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. В 1992–1993 годах она работала на композиторских факультетах Пекинской и Шанхайской консерваторий. В разных уголках нашей страны она проводила свои мастер-классы, читала большие циклы лекций: ее слушали в Томске, Нижнем Тагиле, Петрозаводске, Сыктывкаре, Рязани, Владивостоке, Кургане, Ростове-на Дону, Красноярске, Воронеже, а в соседних странах – в Минске, Одессе, Харькове. В 2000–2002 годах вела курс «Теория музыкального содержания» в Тольятти.

Результатом педагогической деятельности В.Н. Холоповой стало основание в 2010 году научной школы, представителями которой являются несколько поколений музыковедов самых разных специальностей. Индивидуальный класс В.Н. Холоповой окончили 42 дипломника, 22 человека защитили кандидатские диссертации, 7 человек получили докторскую степень. Среди ее учеников – видные в мире ученые, такие как И. Стоянова (Франция), Д.К. Кирнарская (Россия), доктора наук Е.Н. Дулова (Белоруссия), Р.Я.Фахрадов (Россия), победители конкурса по программе «Фулбрайт» (США), дающей гранты выпускникам российских вузов, — О.В. Комарницкая, О.А. Левко, конкурса имени А. Гумбольдта (Германия) – М.Н. Лобанова, авторы книг О.И. Захарова, Е.А. Михалченкова-Спирина (Бордо, Франция), Э.А. Бабаев (Азербайджан), Р.Р. Султанова (Великобритания), Б.Г. Гнилов, А.Ю. Кудряшов, А.В. Наумов, Н.О. Власова, А.К. Санько, профессора И.Е. Лозовая, Ю.Н. Галиева-Соколаи (Торонто, Канада), педагоги вузов и музыкальных училищ. У В.Н. Холоповой, масса благодарных учеников и почитателей ее таланта.

В 1991 году В.Н. Холопова была удостоена премии имени Б.В. Асафьева, в 1995 году ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ. В 2006 году она была награждена медалью «Честь и польза» (Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия»), в 2006 году стала кавалером ордена Дружбы. В 2010 году Валентине Николаевне присвоено звание заслуженного деятеля науки и образования, в 2011 году ей присуждена премия Правительства Российской Федерации. В 2011 году она также избрана академиком Российской академии естествознания.

В Рязани ее фотография помещена на стендах Областной библиотеки имени Горького и в Рязанском музыкальном училище.