Сохраним народные традиции

Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина впервые на 2018/2019 учебный год объявляет прием по образовательной программе среднего профессионального образования в области искусств, углубленной подготовки с образовательными программами основного общего образования по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение по видам: сольное и хоровое пение. Заявлены контрольные цифры приема: на сольное народное пение могут принять 3 человека, на хоровое народное пение — 4 человека.

Обучение в колледже составляет 3 года 10 месяцев, форма обучения – очная на бюджетной основе. Занятия будут проводить ведущие в городе специалисты по народному пению, истории народного творчества.

Во всем мире растет интерес к фольклору и национальным корням, проводятся  фестивали и конкурсы. Обучающиеся в Тольяттинском музыкальном колледже им. Р.К. Щедрина по специальности «Сольное и хоровое народное пение» примут активное участие в сохранении и распространении русских народных песенных традиций, будут знакомиться с обрядовой культурой, календарно-земледельческим циклом, особенностями фольклора Самарского края, историей народного костюма. Выступления в процессе обучения дадут возможность сценически воплотить народные песни, позволят раскрыть индивидуальный потенциал каждого студента.

За период обучения обучающиеся овладеют навыками хорового и ансамблевого пения, подготовят сольные и хоровые концертные программы, изучат основы народной хореографии. Кроме того, в процессе обучения идет освоение игры на фортепиано, фольклорных музыкальных инструментах, изучение теории музыки, творческого наследия зарубежных и русских композиторов. Студенты научатся осуществлять репетиционно-концертную деятельность в качестве солиста, артиста хора и фольклорного ансамбля на различных сценических площадках. Немаловажно для них и овладение навыками руководства народными коллективами, организации и постановки концертов, различных сценических выступлений.

Выпускники по специальности 53.02.05 затем могут работать в качестве артистов профессиональных народных творческих коллективов, в качестве преподавателей  в ДМШ и ДШИ, быть руководителями творческих профессиональных и любительских хоров и фольклорных ансамблей. Успешные выпускники смогут продолжить образование в ведущих творческих вузах страны.

Вступительные испытания проводятся в виде исполнения сольной программы (вокальной программы для народного хорового пения), собеседования и испытания по сольфеджио.

Ниже приведены примерные требования к вступительным испытаниям для данной специальности.

Сольное народное пение

  1. Исполнение вокальной программы.

Поступающий должен исполнить две контрастные песни (одна без сопровождения). Поощряется исполнение программы в народном костюме, использование элементов народного танца и игра на народных инструментах (ложки, трещотки и т. п.).

Примерный список произведений:

Русская народная песня с сопровождением «Зачем солнце рано встало»;

Русская народная песня без сопровождения «Лучинушка», плач «Не пой, соловушко»;

Русская народная песня «Я на горку шла»;

Музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Растет в Волгограде березка». Музыка Е.Птичкина, слова В.Бутенко «Цветы России».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и представить справку.

  1. Собеседование включает в себя:

ответы на вопросы, связанные с программой, а также на вопросы, выявляющие образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности, его эрудицию в области смежных видов искусства, проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано, народный инструмент).

  1. Сольфеджио

* Одноголосный музыкальный диктант. В диктанте могут встретиться:

размеры 2/4, 3/4;

натуральный мажор; натуральный, гармонический и мелодический виды минора; плавное движение мелодии, а также движение по звукам аккордов и секвенции;

ритмические группы: половинные, четверти, восьмые в различных сочетаниях, пунктирный ритм (четверть с точкой и восьмая).

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.

* Чтение с листа

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№56,63,64,68).

* Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые.

Аккорды вне лада: трезвучия мажорные и минорные с обращениями, малый мажорный септаккорд в основном виде.

* Интонационные упражнения в ладу:

пение звукорядов натурального мажора, натурального, гармонического и мелодического минора, а также отдельных ступеней в тональностях до 2-х знаков при ключе;

пение интервалов и аккордов на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу.

 

Хоровое народное пение

 

  1. Исполнение вокальной программы.

Поступающий должен исполнить три разнохарактерные русские народные песни без сопровождения; допускается исполнение не более одной песни на национальном языке, а также исполнение песни в сопровождении народного инструмента.

Примерная программа

Сборник русских народных песен из репертуара А.И.Глинкиной. Сост. Н.Павлова:

«А брат сестру обидел в пиру»;

«Горе мое, горе»;

«Поздно вечером в воротиках стояла»;

«Ой, вишенка».

Хрестоматия для народного хора. Сост. С.Л.Браз:

«Не по погребу бочоночек катается»

«Уж ты Порушка-Параня»

«Да у нас ноня белый день»

«Ой, не будите меня, молодую»

«Ой, по Питерской, Тверской».

Перед экзаменом поступающий должен пройти проверку профессионального состояния голосового аппарата и представить справку.

  1. Собеседование включает в себя:

ответы на вопросы, связанные с программой, на вопросы, выявляющие образовательный уровень абитуриента по выбранной специальности, его эрудицию в области смежных видов искусства, проверку навыков владения игрой на музыкальном инструменте (фортепиано).

3.Сольфеджио

* Одноголосный музыкальный диктант в форме периода протяженностью 8-10 тактов. В диктанте могут встретиться:

размеры 2/4,3/4,4/4;

различные виды мажора и минора, ладовая переменность, секвенции;

пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы.

Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 12-14 раз в течение 25-30 минут.

* Чтение с листа

Чтение с листа одноголосного музыкального примера с предварительным анализом его структуры (Г.Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» М., 2008. №№ 245, 247,248,252).

* Определение на слух интервалов и аккордов вне лада:

Интервалы вне лада: чистые, большие, малые, тритоны.

Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия в основном виде), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный в основном виде).

* Определение последовательностей интервалов и аккордов в ладу:

Интервалы в ладу: все названные интервалы на ступенях натурального и гармонического ладов, характерные интервалы. Последовательность интервалов проигрывается два раза. Необходимо определить интервал и ступень, на которой он находится.

Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия и доминантсептаккорд с обращениями. Последовательность аккордов проигрывается два раза.

* Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований,

Предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.

* Экзамен по сольфеджио предполагает задания по музыкальной грамоте по следующим темам:

квинтовый круг тональностей;

виды мажора и минора;

правописание хроматической гаммы;

родственные тональности;

музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция.

 

За подробной информацией обращаться в приемную комиссию по адресу: Тольятти,  бульвар Ленина, 7.